Спектакль «Песняр» — философская притча на разные темы

Спектаклю «Песняр»В Национальном академическом драматическом театре им. Максима Горького в этом сезоне состоялась знаковая премьера. На театральных подмостках впервые появился спектакль, посвящённый выдающемуся деятелю белорусской культуры, Народному артисту СССР Владимиру Мулявину. Спектакль по пьесе Василия Дранько-Майсюка в постановке Валентины Ереньковой получил название «Песняр».

На рождественские праздники мне удалось выкроить время и посетить Русский театр, в котором я не был последние лет шесть. Кажется 6 лет не такой уж большой период, но театр — его интерьеры, зрительный зал, сцена, атмосфера — почему-то совсем стёрлись у меня в памяти. Устойчивое ощущение, что я впервые попал в это место не покидало меня практически всё время. Я понимал, что был здесь с десяток раз, но от странного чувства новизны избавиться не мог.

Известно, что здание Русского театра когда-то давно было ритуальным сооружением — это бывшая хоральная синагога, действовавшая в дореволюционные годы. Такие места я называю намоленными. Энергетика тысяч людей, которые приходили сюда с добром, почему-то остаётся здесь навсегда, никуда не пропадает. Вот и сейчас, возникшее чувство новизны, позволило мне свежим взглядом оценить внутреннее пространство русского театра. Удивительный камерный зрительный зал, в котором, наверное, в этот вечер собралась вся минская интеллигенция.

Откровенно сказать, я крайне скептически отношусь к современной белорусской драматургии. Я не эксперт, и не пытаюсь даже претендовать на «экспертность» своего мнения. Все мысли исключительно обывательские и не стоят малейшего внимания опытных театралов, завсегдатаев обителей Мельпомены. Но как-то так…

В спектакле «Песняр» не стоит искать Владимира Мулявина. Его там нет. Сам спектакль это фантазия, философские размышления о роли, месте и времени. Говоря по простому сюжетная линия достаточно тривиальна и выразить её можно простой фразой со школьного урока по литературе: что думал Тургенев, когда писал роман «Отцы и дети». Что он думал? Кто же знает, но многочисленные критики и аналитики уверены, что их интерпретация верна и правильна. Причём определения «Верно!» и «Правильно!» обычно употребляются в исключительной степени.

В общем-то задумка была неплохая. Уйти от бытовой интерпретации жизни, а духовную её часть показать художественными приёмами и образами. Но на практике попытка не удалась. И меня смутили именно художественные образы. Жуткая, на мой взгляд, сценография — больничная койка, офисный стул, бесконечные каталки и столики, которые с жутким шумом без конца перекатывали из стороны в сторону.

Сам сюжет — своеобразный винегрет. С одной стороны авторы вспоминают автобиографические моменты — становление музыканта Владимира Мулявина в Свердловске, раскол ансамбля в 1998 году, автокатастрофу 2002 года. С другой стороны бесконечные диалоги Мулявина с Янкой Купалой, Якубом Коласом, Максимом Богдановичем и Цёткай (Алоизой Пашкевич), к стихам которой сам Мулявин в своём творчестве никогда не обращался. Всё это  приправлено воспоминаниями о репрессиях 30-х гг. против белорусских литераторов. Причём все эти художественные образы мало связаны друг с другом, появляются как бы сами по себе и пропадают также стремительно.

Хотели охватить многое, а получилось как-то маловато…

30-2

Спектакль сделан в жанре мюзикла, но музыкальная часть спектакля далеко не всегда была связана с сюжетной линией. Большинство музыкальных номеров существовали на сцене как бы сами по себе, но при этом именно музыкальные номера были сильной частью спектакля. Великолепно, что сегодня со сцены в хороших аранжировках звучат фрагменты авторских программ Владимира Мулявина «Во весь голос» (на стихи Вл. Маяковского), «Вянок» (на ст. М. Богдановича), «Я несу Вам дар» (на ст. Янки Купалы) и прочие замечательные композиции из репертуара Песняров. 

Труппа Русского театра, наверное, самая поющая из всех драматических театров Беларуси, но на главной роли мне не хватало более музыкального, более вокального артиста. Музыкальной кульминацией стало исполнении песни начала 90-х гг. на стихи Максимилиана Волошина «Христос воскрес», а драматическая кульминация — импровизированный товарищеский суд над главными поэтам Беларуси, где к концу сцены какое-то изуверство с молотком и гвоздём пытались совершить над Максимом Богдановичем… Если авторы хотели в этот момент добиться жуткого и отвратительного ощущения в зале, то им это вполне удалось.

30-3

В финале спектакля на сцене появился сам Владимир Мулявин. Со сцены 90-х годов XX века он исполнил «Молитву», и это был, пожалуй, самый трогательный момент спектакля.

P.S. Фото заимствованы с сайта www.minsknews.by, а мы будем ждать воплощения Песняра в кинематографе.

 

"Мне спадабаўся матэрыял! Пакіну спасылку ў сацыяльнай сетцы!"

4500 просмотров

 

5 комментариев

Пакіньце каментарый»
  1. Вчера, 11 июня 2015г., благодаря удачному стечению обстоятельств я побывала на спектакле «Песняр» в Русском театре им.Горького в Минске.
    Спектакль превзошел все ожидания.
    Замечательные голоса наполняли зал: стройно, мощно, согласованно — как в храме звучали песни. У меня даже мелькнула мысль, что если бы Владимир Мулявин незримо присутствовал, видел и слышал то, что происходит на сцене, ему бы это понравилось.

    Этим спектаклем режиссер, актеры и удивительный аккомпаниатор воскресили не забытые, а отложенные на время песни и события тех лет, когда все это происходило. Любопытно, в спектакле поэты просят вспоминать их стихи, не превращать их в пустышки. Наверно то же происходит и с песнями. И именно это удалось создателям спектакля — напомнить так ярко о всех, кто боролся за сохранение белорусского языка: творил и пел, любил и мучался, боролся и отчаивался и снова любил, падал — и вставал, и шел вперед…

    Символика спектакля — наверно нужно еще и еще раз смотреть его, чтобы понять значения, выраженные в «чемоданах», в «поэтических горчичниках», в отдельных словах. Этот спектакль — как длинный длинный сон, его нужно расшифровывать. Хорошее задание для подсознательного!

    Я простой неискушенный зритель, посещающий театры от случая к случаю, благодарна всем, кто создавал этот спектакль и играл в нем. Актеры — все замечательные певцы — показали образец слаженной великолепной команды. Как мушкетеры. Этот спектакль помогает осознанно, не по школьной программе, направить внимание к истории своего народа. А осознанное внимание — это питание и возрождение корней.
    Хай жыве Беларусь!

    1. Людмила, спасибо. Замечательный отзыв. Очень хорошая и грамотная речь. После постов многих интернет-пользователей в социальных сетях и на форумах — просто глоток родниковой воды.
      Вот интересно — один и тот же спектакль, а какие разные эмоции и ощущения возникают у разных людей.

  2. Я согласна с Людмилой. Вчера была на спектакле в Бресте. Ощущения непередаваемые! Музыкальная часть спектакля — восхищает. Игра актеров — великолепная. Спасибо!

  3. Сегодня был на спектакле «Песняр». Огромное спасибо спасибо всем создателям спектакля и, конечно, самим актерам. Браво! Тем поднято множество: и настоящая народность Великого Песняра, его история, переплетение судеб и мыслей великих поэтов нашей страны, одиночество и выхолощенность времени, жуткая тоска творца, страшная история 20-го века в ссср : суды, подписи и.т.д. Нуи как без Любви, без Музы Владимира Георгиевича. Даже все великие люди белорусской литературы вышли «живыми», настоящими! Песни вообще супер! Талантливые люди сделали этот спектакль. А критика спектакля «ниже всякой критики»…

  4. Вчера была на спектакле «Песняр». Я просто обожаю сам ансамбль «Песняры», тот старый ансамбль с Владимиром Мулявиным. А то что увидела вчера потрясло до глубины души, я плакала местами, понимая, что потеряли с уходом В. Г. Мулявина. Все осталось только в записях. Удивительный и неоднозначный спектакль. Заставляет работать мозг и душу одновременно. Огромное спасибо театру за постановку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *