В своих кинорейтингах я не рассматриваю самые известные фильмы того или иного кинорежиссёра. Интерес для меня представляют картины, которые сегодня или недавно стали своеобразным открытием или наоборот удивлением, знакомством с режиссёрской неудачей.
Вот и в этот раз именно на таких принципах я построил свой рейтинг кинокартин выдающегося режиссёра, Народного артиста России Карена Шахназарова.
В фильмографии Карена Шахназарова есть ряд картин, которые сформировали лицо режиссёра и предопределили его популярность. Как я уже писал выше эти фильмы я не рассматриваю в этом рейтинге — все они для меня первостепенные. Да и все приличные более-менее грамотные люди их знают: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер».
Некоторые фильмы менее известны, но не менее интересны и масштабны. Масштабны не по финансовым вложениям в инфраструктуру, а интеллектуальным вложениям в сценарий: «Город Зеро», «Цареубийца», «Белый тигр».
А далее последует пятёрка картин, с которыми я не встречался или встречался очень-очень давно и прилично подзабыл что там и как там.
Первое место. Всадник по имени смерть
Замечательный фильм по повести очень известного террориста Бориса Савинкова «Конь бледный». Он оказывается был не только «гением» террора, но и достаточно талантливым литератором.
В этом фильме 2004 года я для себя открыл актёра Андрея Панина, сыгравший роль Жоржа. Я много раз слышал о масштабе его актёрского таланта. Когда он трагически умер, то разносившиеся повсеместно славословия меня немного удивляли. Оказывается я не видел те роли Андрея Панина, которые обязательно нужно посмотреть начинающему киноведу.
Второе место. Яды, или Всемирная история отравлений
В 2001 году был снят фильм «Яды, или Всемирная история отравлений». Как и во всех остальных фильмах Карена Шахназарова фильм снят по сценарию двух авторов: самого Карена Шахназарова и его постоянного соавтора Александра Бородянского. В одном из интервью Карен Шахназаров утверждал, что чтобы написать хороший сценарий нужно не менее года. И действительно фильмы Шахназарова построены не на крутых спецэффектах и огромном рекламном бюджете. Фильмы Карена Шахназарова играют исключительно за счёт потрясающих сюжетов.
Вот и ироническая комедия «Яды, или Всемирная история отравлений» привлекла моё внимание лет десять назад именно за сюжет, за оригинальный сценарий. Да и актёрский состав у Шахназарова всегда блестящий…
Третье место. Исчезнувшая империя
Этот фильм одно из редких исключений: Карен Шахназаров выступает в нём только в роли режиссёра. Сценарий к нему написал также тандем, но другой… тандем в составе Сергея Рокотова и Евгения Никишова. Это сразу чувствуется — у фильма нет той лёгкости, свойственной кинематографу Карена Шахназарова.
Но всё-равно фильм получился обаятельным и лёгким, ностальгическим. Самому режиссёру, вероятно, фильм пришёлся не по душе: через четыре года после премьеры в 2012 году вышла другая монтажная версия фильма под названием «Любовь в СССР».
Четвёртое место. Сны
Комедия «Сны», вышедшая на экраны в 1993 год, является по стилю типичным перестроечным фильмом. Это то время, когда на большом экране позволили показывать голых женщин и демонстрировать разнообразные сальности в отношениях полов. Режиссёры всех мастей от малоизвестных до крупных мастеров игрались с этим делом порядка 10 лет. Правда у крупных мастеров при всём этом деле всё-таки сохранилось чувство меры, хороший вкус и блистательный актёрский состав.
Вот и этот фильм, где в главной роли снялся Народный артист СССР Олег Басилашвили, мне показался очень милым и приятным, а также не лишённым большого смысла, отражающего современное положение вещей и в чём-то итоги русской истории в XX веке.
Пятое место. Палата №6
И, наконец, пятое место — фильм 2009 года по мотивам повести Антона Чехова «Палата №6». Фильм сложным, со специфическим языком, но как говорится глубокомысленный. Такие фильмы пойдут не всем, но те кто проникнется режиссёрской задумкой достаточно долго будут прокручивать его у себя в голове, размышлять над поднятыми в нём проблемами. Как-то так…
Фильм в чём-то перекликается с шахназаровским «Цареубийцей». В общем-то это логично — сценарий для фильма «Палата №6» был написан Шахназаровым и Бородянским ещё в 1988 году, но тогда съёмки сорвались из-за позиции итальянских продюсеров. Планировалось, что главную роль в картине сыграет Марчелло Мастрояни, но… но… Именно тогда у сценаристов и зародилась идея фильма «Цареубийца». Напомню, что в нём основной сюжет также происходит в психиатрической клинике.
Засим всё.
В фильмографии есть и явные не удачи. Здесь, конечно, исключительно моя точка зрения. Первый фильм Карена Шахназарова «Добряки» (1978 год) с Георгием Бурковым в главной роли скучен и надуман. Надуманным мне также показался фильм 1995 года «Американская дочь». Странным и скучноватым мне показался фильм 1998 года «День полнолуния». Вторая половина 90-х получилась какая-то провальная…
Засим всё. Карен Шахназаров самый молодой из советских режиссёров. Режиссёр который ещё снимал в советское время. Кинодеятелей такого порядка можно пересчитать на пальцах двух рук. Карен Шахназаров ещё молод и деятелен, активно снимает кино и сегодня. Ждём «Анну Каренину» — фильм, который вот-вот должен выйти на телеэкранах.
Добавить комментарий