Пойдём в кино. ТОП-5 фильмов Георгия Данелия

30-2

Георгия Данелия в советском кинематографе стоит рядом с Леонидом Гайдаем. Мастер сатиры в кино за многолетний творческий путь создал целую плеяду фильмов, которые смотрели все, любят почти все и абсолютное большинство готово пересматривать эти фильмы бесконечное количество раз. Ведь все знают эти названия: «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-за!», «Джентльмены удачи» (к этому фильму Данелия написал сценарий)…

Я назвал только самые известные фильмы режиссёра, все они вне конкуренции и не поддаются оценке. Все эти картины жизнь поставила только на первое место. Но вот недавно я закончил просматривать почти всю фильмографию Георгия Данелия, которая насчитывает 18 кинокартин. И вот здесь для меня было много открытий. Из этих открытий я и сформировал небольшой рейтинг.

Первое место. Слёзы капали

30-1

Год назад этот фильм стал для меня открытием (об этом фильме я уже подробно писал). Евгений Леонов в картине блистателен… Блистателен в не комедийной роли. По прошествии одного года я пересмотрел этот фильм с не меньшим удовольствием. Я выскажу точку зрения, что этот фильм лучший в фильмографии Георгия Данелия. Фильм относительно малоизвестен, но сценарий и режиссура блестящие. Один из тех редких фильмов, после просмотра которых ещё долго размышляешь, обдумываешь проблематику и строишь свои гипотезы, теории… Блестящий фильм.

Второе место. Путь к причалу

30-2

Фильм «Путь к причалу» это вторая полнометражная картина Георгия Данелия, снятая в 1962 году по одноимённой повести Виктора Конецкого. В этом фильме режиссёр ещё не обратился к своему главному режиссёрскому коньку — жёсткой и хлёсткой сатире. До этого ещё необходимо было прожить три года.

В главной роли боцмана Зосимы Росомахи сыграл Народный артист СССР Борис Андреев. Сильная обстоятельная роль наполненная огромным драматизмом. Роль о том как можно растратить свою жизнь на суету и так и не найти самого главного.

Хорошая история, интересная. Такие картины интересно, занимательно смотреть. Сам по себе просмотр, следование за сюжетной линией доставляют огромное удовольствие.

Третье место. Паспорт

30-3

Этот фильм я помню из детства. Тогда он мне очень нравился, и я с большим удовольствием пересматривал его, когда он повторялся на телеэкране. Шутки шутками, но в моём детстве, чтобы пересмотреть фильм нужно было тщательно следить за телепрограммой, еженедельно изучать списки программ и подчёркивать (!!!) то, что хотелось бы посмотреть. Самое удивительное, что всё это было не так уж давно.

И вот только сейчас я узнал, что режиссёр и сценарист этой картины Георгий Данелия. Удивительно дело, но даже в 90-е гг. Данелия не изменил своему стилю, не поддался сиюминутной конъюнктуре. Он продолжал снимать хорошие фильмы, с хорошими сценариями, с лучшими актёрами и великолепны музыкальным сопровождением. Вот именно с фильма паспорт и начался период 90-х в творчестве Георгия Данелия. Четыре фильма 90-х «Паспорт», «Настя», «Орёл и решка», «Фортуна» — это глоток чего-то прекрасного среди чернушного кинематографа этого периода.

Четвёртое место. Совсем пропащий

30-4

Моим первым любимым писателем 20 с лишним лет назад стал Марк Твен. Было мне тогда 10-11 лет, и случилось это знаменательное в моей жизни событие после прочтения его романа «Приключение Тома Сойера».  Само собой после этой книги в обязательном порядке должен идти уже взрослый роман Марка  Твена «Приключение Гекльберри Финна», а затем ещё несколько вторичных книг для детей «Том Сойер за границей», «Том Сойер — сыщик» и неоконченная «Заговор Тома Сойера».

В отечественном кинематографе я знал фильм Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», вышедший в 1981 году. Оказывается это не единственная постановка — восьмью годами ранее Георгий Данелия снял фильм «Совсем пропащий», где экранизировал часть романа «Приключение Гекльберри Финна». Фильм прекрасный обаятельный. Блестящий тандем Евгения Леонова и Бубы Какабидзе, сыгравших соответственно Короля и Герцога. Думаю эта лучшая экранизация Марка Твена… по крайней мере, из тех которые я видел.

К слову, Георгий Данелия в своих фильмах работает с одними и теми же артистами, привлекает одних и тех же композиторов и вообще склонен работать с одной командой. Так Евгений Леонов сыграл в 10 фильмах Данелия из 18 (во всех его картинах с 1965 года, вплоть до смерти актёра), а Вахтанг Кикабидзе в 4-х фильмах, в том числе последней полнометражной картине режиссёра 2000-х тысячного года «Фортуна».

Пятое место. Не горюй!

30-5

А вот первый фильм Георгия Данелия с Вахтангом Кикабидзе в главной роли назывался «Не горюй». Данелия всю жизнь проработал на киностудии «Мосфильм», но этот фильм был снят совместно с киностудией «Грузия-фильм». Это кино по сути является реверансом режиссёра родной Грузии. Почти весь актёрский состав — это цвет грузинской актёрской школы; это первый фильм Данелия, музыку к которому написал грузинский композитор Гия Канчелли; фильм наполнен любовью в грузинской культуре, обычаям, музыке, колориту и настоящему грузинскому застолью.

Кстати, в этом фильме в титрах впервые появилось имя Рене Хобуа. Но что удивительно — реального актёра с таким именем нет. В действительности Рене Хобуа — это грузинский строитель, однажды повстречавшийся Данелия и его соавтора Резо Габриадзе в гостинице, где они пытались «испытать» на нём создаваемый сценарий. С тех пор Рене Хобуа значится в титрах всех фильмов Георгия Данелия. Вот такая ирония, которая в действительности является блестящим и тонким чувством юмора.

P.S.

Это лишь небольшая выдержка. А я повторюсь, что Георгий Данелия уникальный режиссёр. Его уникальность в том, что за свою многолетнюю творческую жизнь он не снял ни одного плохого (не очень удачного) фильма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.