Редкое событие, или Когда не нужен знак качества

Много времени прошло… Но может оно и к лучшему. Сумбур и эмоции заменит переосмысленный и переваренный разум, смысл. А смысл здесь большой. 17 декабря 2016 года в городе Минске состоялось сразу несколько знаковых событий для белорусской культуры. Причём все они прошли в одном месте — в Белорусской государственной филармонии — и во время одного мероприятия — блистательного концерта «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…»

Вот правда, я не могу припомнить ни одного концерта, на котором бывал, с таким ярким неподражаемым искренним эмоциональным фоном. Я не могу припомнить, когда в рамках только одного концерта «мурашки в разных местах» не переставая носились по всему залу. Причём скажу пафосно — это были божественные мурашки. Это было искусство. Это была настоящая эстетизация окружающего пространства.

Много слов, а по сути у меня следующее…

Событие первое. Второе рождение «Ой, рана на Івана»

Одна из самых роковых и масштабных вещей в репертуаре Песняров это, бесспорно, знаменитая обработка белорусской народной песни «Ой, рана на Івана». Эта песня из первой программы Песняров появилась в 1970 году. Сохранилось несколько видеозаписей этой композиции именно того начального периода. Одна из них уникальная цветная запись с польского фестиваля «Сопот — 71», на котором ансамбль представлял СССР. Ещё совсем молодые Владимир Мулявин, Владислав Мисевич, Валерий Яшкин, Валерий Мулявин, Леонид Тышко, Леонид Борткевич, Александр Демешко…

Даже по прошествии 40 лет (когда эта запись в среднем качестве стала достоянием общественности), впервые просмотрев её, я был в восторге от энергетики, которая плотным потоком лилась с экрана. Я слышал эту вещь живьём, студийные и концертные записи разных лет, но ни на одной из них не было той свежести как на той цветной записи польского телевидения, где в самом начале пути артисты ансамбля подкупали своей искренностью и непосредственностью.

17 декабря 2016 года в сборном концерте выступал малый состав Ансамбля песни и танца Вооружённых сил Республики Беларусь, в котором работал Владимир Мулявин и большая часть первого состава ансамбля «Песняры» во время их службы в армии в 60-е годы. И вот «ансамбль БВО» восстановил «Ой, рана на Івана» Владимира Мулявина. Восстановил не в ноль, аранжировка была немного переосмыслена, сделана была вкусно и красиво, по-роковому жёстко. Но в ней было главное — в этом исполнении была та свежесть 70-х гг., которая была утеряна потом, в более зрелые годы.

Секрет, наверное, в том, что исполняли «Ой, рана на Івана» совсем молодые ребята, только начинающие свой творческий путь. И поверьте их исполнение была захватывающим, их исполнение вдавило зрительный зал и не позволило оторваться от этого действия — и вокального и музыкального.

Событие второе. Белорусские Песняры в филармонии

После печально известного раскола Песняров в 1998 году казалось бы дорога для группы «Белорусские Песняры» в Белгосфилармонию закрылась. Но времена изменились? и на сегодня именно Белорусских Песняров можно назвать единственным осколком великого ансамбля — и по составу участников, и по творческому потенциалу. Хоть люди там работают совсем не молодые, ветераны белорусской эстрады, но творчества в их багаже у них ещё много. Старая школа…

Их блок состоял из хитов: «Рушнікі», «Наши любимые», «Слуцкія ткачыхі», «Зачарованная», завершал Олег Аверин «За пол часа до весны», которую посвятил памяти Владимира Георгиевича Мулявина. Это не впервые, он всегда исполняя эту песню в последнем куплете обыгрывает фразу «он бы пришёл к вам на свидание» (в оригинале «я бы пришёл к вам на свидание»)… Но в этот раз этот драматический момент был как-то особенно искренним. На припеве Аверин даже сорвался от переполнявших его эмоций, за что был удостоен окрика от Валерия Дайнеко («что ты делаешь»), который исправно продолжать петь свою партию не беках, но уже в одиночестве. Недолго это было, но как-то так по-настоящему. Браво!!!

Событие третье. Возвращение из небытия vs Ванька-встанька

Одна из первых «проб пера» Владимира Мулявина в плане крупных форм, рок-опер была большая баллада на стихи Евгения Евтушенко «Ванька-встанька», написанная в 1974 году. Эта вещь ушла из репертуара достаточно быстро и даже не сохранилось её студийной записи. Во второй половине 90-х её концертный вариант в плохом качестве оказался на известной морозовской антологии и тем самым композиция стала доступна широкой публике.

В феврале 2016 года Пётр Елфимов представил восстановленную версию баллады «Ванька-встанька» на концерте в Кремлёвском дворце Съездов. Эта была подвижническая работа. Ведь радует, когда та музыка опять звучит, в осовремененном виде оказывается доступна зрителям не с «пыльных бобин магнитофона», а в живом настоящем виде.

Информация с канала YouTube Петра Елфимова:

Мини рок-опера «Ванька-встанька» (Сказка о русской игрушке)

Музыка Владимир Мулявина, стихи Евгений Евтушенко

Исполнители: Пётр Елфимов, Евгений Егоров (группа «Эпидемия»), Кирилл Нечаев (группа «N.E.V.A»)

Кавер-версия оригинала, исполненного ВИА «Песняры» в 1973 году. Автор современной аранжировки — П. Елфимов

Режиссёр-постановщик — С. Винников

Редактор — К. Бочарова

Художник компьютерной графики — А. Панин

Телевизионный режиссёр — Р. Родин

Автор идеи реконструкции — А. Щёлоков

Фрагмент программы Государственного Кремлевского Дворца «Мне не забыть тех песен», посвящённой 75-летию со дня рождения Владимира Мулявина.

Источник

На этом концерте в Белгосфилармонии Пётр Елфимов повторил эксперимент, правда один, что не есть правильно. Смотрелось это сыро, не подготовлено. Но, безусловно, это было важное культурное событие. А я предлагаю февральскую запись для ознакомления.

Событие четвёртое. «Крик птицы» и «Александрына»

У великих артистов есть произведения, которые не стоит пробовать повторить. У Мулявина бесспорно таковым можно назвать его рок-балладу «Крик птицы», которая весь его творческий путь ассоциировалась только с ним.

После смерти Песняра время от времени разные исполнители пробовали повторить в этом произведении тот эмоциональный накал. Некоторые подобные попытки я слышал живьём или в записи. Все они были неудачными скучными копиистическими потугами и не более. Исключением можно назвать только версию Анатолия Кашепарова, которая прозвучала на одном из первых концертов памяти Мулявина в Белгосфилармонии лет 10 назад. В ней было что-то сильное. Серьёзные артисты (те же Белорусские Песняры) заняли чёткую позицию, что это произведение никто другой кроме Мулявина не должен исполнять.

Но на этом концерте режиссёры решили восстановить знаменитую балладу. Ближе к концу концерта Пётр Елфимов исполнил знаменитый хит Владимира Мулявина «Крик птицы» на стихи Юрия Рыбчинского. Это была не копия и не кривлянье под Мулявина. Это было достойное, очень-очень сильное исполнение. И зал артиста наградил овациями. Я даже думаю, что у этой великой песни появился новый исполнитель. И это хорошо — такая музыка должна жить, она должна звучать со сцены.

Конечно, я размещу в этой статье демонстрационную запись этого исполнения. Но в этот раз даже демонстрационное качество удивительно ужасное. Оно не расскажет и не покажет того, что я писал выше, но история требует наличия этой записи здесь.

Овации после финальной песни перешли в спонтанную «Александрыну». Александр Соловьёв неожиданно вышел с гитарой и направился коммутироваться, Пётр Елфимов с микрофоном оказался на авансцене, дирижёр за пультом и понеслось… Получилось очень необычное и искреннее совместное исполнение Петра Елфимова и Белорусских Песняров. По заверениям организаторов финал был именно спонтанным: «Александрыны» планировалась в концерте в исполнении Олега Аверина и была в напечатанной програмке, но её заменили незадолго до… А незадолго до конца концерта за кулисами решили сделать её на бис. Правильно, ну как без «Александрыны» на концерте памяти Владимира Мулявина. Пожалуй, это его главная композиторская удача.

Событие пятое. «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…»

Как я говорил вначале писалась эта статья очень долго. Почти месяц. За это время я успел запоем прочитать новую книгу Марины Мулявиной и Ольги Брилон, в которой были собраны мемуары друзей, сослуживцев Владимира Мулявина и его первой жены Лидия Кармальской с самого начала их творческого пути. Книга называется «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…», и именно её презентации был посвящён этот концерт.

Это удивительная литературная удача. Возможно, это лучшая белорусская книга 2016 года и абсолютно точно главное культурное событие этого вечера. Об этом я напишу позже, материал требует отдельного обдумывания и представления. Однако, слова благодарности за огромный труд Марине Мулявиной и Ольги Брилон хоть и заочно я бы выразил сейчас.

P.S.

За последние 42 года с большой сцены впервые прозвучала белорусская народная песня «Зязюленька» в обработке Владимира Мулявина. Эта была оригинальная концертная запись 70-х гг., которая чудом сохранилась и дошла до нашего времени. «Зязюленька» — был сольный номер Лидия Кармальской, работавшей в уникальном жанре художественного свиста, а аккомпанировали ей Песняры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.