Константин Симонов. Так называемая личная жизнь

Несколько лет назад я заказал по подписке 12 томов книжной серии «В огне Великой войны», в которую вошли произведения авторов лейтенантской прозы. Тогда я подумал, что это великолепная возможность прочесть хотя бы по нескольку произведений замечательных писателей, которые посвятили свою творческую жизнь теме Великой отечественной войны, в результате чего появилась целая плеяда очень важных произведений. Наличие такой серии на твоей книжной полке в метре от рабочего стола великолепный стимул возвращаться и возвращаться. И я не ошибся.

С тех пор я прочёл из 12 авторов шестерых, а в начале года взялся за седьмого — трилогию Константина  Симонова «Так называемая личная жизнь (из записок Лопатина)». Автор посвятил книгу… «моим старшим товарищам — военным корреспондентам из поколения Тихонова, Суркова, Платонова, Славина»…

Военные корреспонденты — уникальная профессия-специальность. Говорят, что это самая опасная для жизни профессия из всех существующих. Я много раз слышал этот постулат, но если честно понимал причину этого очень условно. Константин Симонов, который сам прошёл всю войну в качестве военного-корреспондента, в разные годы написал три замечательные эпические повести «Четыре шага», «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой…», которые были объединены в один цикл  «Так называемая личная жизнь». Произведение автобиографическое, а для меня познавательное. Чтобы кто-нибудь кроме меня задумался, я напишу: военный корреспондент не относительно безопасное времяпровождение с блокнотом и диктофон, где только иногда случайная шальная пуля может оборвать жизнь публициста. Тогда в 40-ее гг. военные корреспонденты были на самом краю передовой, там где было горячее и опаснее всего, на плацдармах и пятачках, при случае ходили в атаки и разведку… Именно благодаря им имена очень-очень многих героев не растворились в вечности, а остались в человеческой памяти. И как важны были эти обрывки информации там глубоко в тылу, где миллионы матерей и жён ждали своих мужей и сыновей. А ведь именно людская память делает бессмертными подвиги и бессмертными тех совсем молодых 19-летних ребят, которые так несвоевременно отдали свои жизни.

И сегодня также: профессия военного корреспондента — это героическая работа. Меня же заинтересовали имена в посвящении: Тихонов, Сурков, Платонов, Славин.  Сегодня в Интернет об этих людях можно найти крупицы или очень мало, а это несправедливо. В любом случае имена подзабытые, а это всегда несправедливо. Я Решил хотя бы собрать эти крупицы в одном месте.


Николай Семёнович Тихонов

Николай Тихонов

Тихонов Николай Семенович (1896 — 1976) — поэт, прозаик, публицист, переводчик. Герой Социалистического Труда (1966), трижды лауреат Сталинской премии (1942, 1949, 1952).

С началом первой мировой войны уходит добровольцем на фронт, служит в гусарском полку (позже напишет об этом в стихах «Жизнь под звездами», в книге «Военные кони»). В год Октябрьской революции ему было 20 лет, и под впечатлением событий Октября пишет целую книгу стихов.

В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. В этом же году впервые публикует свои стихи. После демобилизации принимает твердое решение заняться литературной деятельностью. В 1920-е годы стал участником литературной группы «Серапионовы братья», опубликовал поэму «Сами». Первые сборники стихов — «Орда» и «Брага» — вышли в 1922 году.

В молодости был последователем Гумилева, но затем перешел на позиции конформизма. Сделал блестящую карьеру при Сталине. Был автором ставшей крылатой фразы: «Гвозди бы делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей».

Во время советско-финской войны военный корреспондент.

Во время Отечественной войны работал в Политуправлении Ленинградского фронта, где пригодился его военный опыт. В июне 1941 находился в действующей армии, всю блокаду провел в Ленинграде и на Ленинградском фронте начальником оперативной группы писателей при политуправлении Ленинградского фронта. Написал большое количество патриотических стихов и статей, в ноябре 1942 — январе 1944 его очерки еженедельно публиковались в «Красной Звезде». Писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения. Стихи этого периода вошли в книгу «Огненный год» (1942). 

Поэтическое творчество наиболее полно представлено в сборниках: «Двенадцать баллад» (1925), «Тень друга» (1935), «Два потока (1951) и другие. Выступал и как прозаик — с очерками, рассказами, повестями: «Кочевники» (1931), «Белое чудо» (1956), «Шесть колонн» (1968) и др. Статьи и воспоминания собраны в книгах: «Двойная радуга. Рассказы-воспоминания»» (1964) и «Писатель и эпоха» (1972).

Умер Николай Тихонов в 1976 году в Москве.

И пусть в двадцатую весну
Народы слышат наше слово:
Здесь, где добили мы войну,
Мы не дадим родиться новой!

(Из стихотворения «Берлин 1945», 1945-1965)


Алексей Александрович Сурков

Алексей Сурков

Алексе́й Алекса́ндрович Сурко́в (1 (13) октября 1899 года, деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния, Российская империя — 14 июня 1983 года, Москва, СССР) — русский советский поэт и литературный критик, общественный деятель, педагог. Журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951). Батальонный комиссар (1941).

В 1918 году добровольцем ушел в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком. Участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против повстанцев А. С. Антонова.

Принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании. В последней был сотрудником армейской газеты «Героический поход». Вернувшись выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник». В 1940—1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир». Песни на стихи Суркова звучат в фильме Александра Роу «Конёк-горбунок» (1941).

В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…». Вернувшись в Москву, он написал своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней) и отослал его текст жене (которая тогда вместе с дочерью находилась в эвакуации в городе Чистополь) в солдатском письме-треугольнике.

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. А. Белого, 1941), «В землянке» («Бьётся в тесной печурке огонь…», музыка К. Я. Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. А. Мокроусова, 1942), «Ни шагу назад» (музыка Т. А. Кулиева, 1942) и других. За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая». По результатам командировки издал в 1944 году книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР. В 1944—1946 годах ответственный редактор «Литературной газеты». В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг и Радебойль, а затем Веймар, по материалам поездки написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).

Алексею Суркову посвящено одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное Константином Симоновым в 1941 году.

Алексей Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Пусть наше время жестоко и дико,-
Вытерпи! Землю ногтями не рви.
Мы для детей из железного крика
Выплавим светлую песню любви.

(Из стихотворения «Предчувствие весны», 1941, Западный фронт)


Андрей Платонов

Андрей Платонов

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов, 16 (28) августа 1899, Воронеж, Российская империя — 5 января 1951, Москва, СССР) — русский советский писатель и поэт, драматург, публицист, киносценарист. Журналист, военный корреспондент.

В 1918 году поступает на электротехническое отделение в Воронежское техническое железнодорожное училище, окончить которое он смог лишь в 1921 году, по завершении военных действий. Служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года публиковал произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 года побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста. Затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком.

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. На фронте был скромен в быту и много времени проводил на передовой среди солдат, участвовал в боях. Несмотря на добросовестное выполнение обязанностей военкора и риск, превышающий определённый этими обязанностями, в отличие от многих других военных корреспондентов, был награждён только медалью «За победу над Германией». В феврале 1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни.

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. Похоронен на Армянском кладбище.

Страннику в полночь откроешь,
Друг позабытый войдет.
Тайную думу не скроешь,
Странник увидит, поймет.

(Из стихотворения «Странник», без даты)


Лев Исаевич Славин

Лев Славин

Лев Иса́евич (Ицкович) Сла́вин (15 [27] октября 1896, Одесса — 4 сентября 1984, Москва) — русский советский писатель и драматург, сценарист, журналист, военный корреспондент.

Лев Славин родился в Одессе в семье служащего. Учился в Новороссийском университете. В 1916 году, с первого курса, был мобилизован в армию и участвовал в Первой мировой войне. Именно эти события и легли впоследствии в основу его первого романа «Наследник» (1931). После демобилизации занимался журналистикой.

В 1939 году Славин — военный корреспондент на Халхин-Голе, в 1941—1945, в период Великой Отечественной войны — военный корреспондент газет «Красная Звезда» и «Известия», майор интендантской службы.

Умер 4 сентября 1984 года в Москве.


Далее…

Какие разные люди, с какими разными судьбами. Первые двое Тихонов и Сурков — успешные советские биографии, «литературные генералы», третий Платонов — со сложной бесконечно критикуемой начальниками творческой судьбой и трагичной личной биографией, четвёртый Славин — писатель и гражданин, проживший свою большую жизнь по совести. Но всех этих людей объединяет война. Я специально остановился только на военной части биографий. Все они братья по перу, как и сам Константин Симонов все они военные корреспонденты газеты «Красная звезда».

Проза Константина Симонова достаточно пряма и однозначна. В ней нет поэтизированного течения слов и образов. И не с первой строчки я вчитался, но потом втянулся и влюбился. Удивительно так: как по мне Симонов глубоко лирический писатель, я это почувствовал во второй повести «Двадцать дней без войны» (где великолепно автор представил любовную линию), а писать пришлось про войну. Хотя где же война в этих знаменитых строчках, в них только любовь:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…

(Из стихотворения «Жди меня, и я вернусь…», 1941)

По традиции приведу небольшой кулинарный эпизод. Их у Симонова не много, он пишет в основном о людях, а быта касается мало:

«… — Ладно болтать! Лучше редьку на стол поставь, — сказала женщина.

Погасив керосинку, она подошла к столу, поставила сковородку с жареной картошкой и быстрым движением, закинув за голову руки, заткнула шпилькой выбившиеся сзади из пучка волосы.

Ее ловко скроенная, маленькая, сильная, спортивная фигурка дышала такой женской прелестью, что это делало привлекательным и ее лицо, сначала показавшееся Лопатину неприметным и даже некрасивым.

Она поправила волосы, села за стол напротив Лопатина и подперла щеку кулаком, как дети на уроке.

— Вот теперь разгляжу вас, а то было некогда!

Режиссер поставил на стол глубокую тарелку с крупно нарезанной зеленой маргеланской редькой и, садясь, спросил:

— Ели когда-нибудь этот овощ?

— Ел, — сказал Лопатин. — Я здесь до войны бывал… Но тем большим удовольствием…

Он подцепил на вилку большой кусок, густо посолил и с наслаждением почувствовал знакомый свежий солоноватый вкус этой хрустевшей на зубах маргеланской редьки. Десять лет назад он ел ее здесь впервые, после весеннего плова с молодым урюком. Была весна, но день был жаркий; сидели над арыком, отыскав такое место, где продувало, — «нашли ветерок», как говорят узбеки. И рядом сидел и хрупал этой редькой Вячеслав, тогда счастливый, а теперь несчастный.

— Вообще-то она у меня беспризорница, — сказал режиссер про свою маленькую жену, после того как дружно съели всю редьку и всю картошку и Лопатин, не кривя душой, похвалил хозяйку. — Вынул ее из котла и женился. Помните, асфальтовые котлы, в которых они тогда в Москве, в начале нэпа, любили греться…»

Это отрывок из повести «Двадцать дней без войны» и разговор этот происходит в доме эвакуированной семьи в Ташкенте. В этой повести Симонов уделил много внимания подвигам тылы, трудовым подвигам людей работающих тогда сутками для бесперебойного снабжения фронта. Как мне кажется, до сих пор «не боевой подвиг» тех тружеников так и не оценён, так и не отмечен, а тех людей всё меньше меньше и меньше…

Справка:

Редька маргеланская – растение семейства Капустные. Называют этот корнеплод еще и китайской редькой, так как родиной этого овоща считается именно Китай. Кроме этого можно услышать еще название «лоба». На данном этапе этот вид редьки выращивают практически на всей территории Азии. Отличается этот корнеплодов высокой сочностью и не сильно выраженной остротой.

Маргеланская редька в среднем весит около 450 г. Корнеплоды могут иметь круглую, овальную или же удлиненную форму, зависит это от сорта. У этого вида редьки кожура может быть совсем разного цвета, например, зеленой, белой или фиолетовой. Это касается и цвета мякоти.

В пищу маргеланскую редьку чаще употребляют в свежем виде, так как в таком случае удается сохранить не только пикантный вкус, а и полезные вещества. В таком виде корнеплоды добавляют в салаты, холодные закуски, в бутерброды и холодные супы, например, в окрошку. Кроме этого редьку отваривают, а после используют в рецептуре различных первых и вторых блюд. Корнеплоды также часто засаливают и маринуют, по мнению многих гурманов в таком виде редька получается просто неповторимой.

P.S.

По ещё одной традиции предлагаю прочесть трилогию «Так называемая личная жизнь (из записок Лопатина)» в формате FB2, которую  можно скачать по этой ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.