Впервые прикоснулся к произведениям Алеся Адамовича — знаменитого белорусского писателя и публициста, общественного деятеля. И моё знакомство с творчеством писателя началось с повести «Каратели, или Жизнеописание гипербореев».
Проза Алеся Адамовича и темы, которые он поднимал, страшные, просто ужасные. Он писал про самые жуткие события, происходящие на нашей земле в годы последней войны, в годы Великой Отечественной войны. Проза Алеся Адамовича антифашистская и антивоенная, построенная на документальных событиях…
И вот эта «документальность» — она пугающая. Я не могу рекомендовать прочитать повесть «Каратели» всем, прочитать в обязательном порядке. Это будет не всем под силу. Но время от времени читать, знакомиться с такими текстами мыслящие люди должны обязательно. Как я вижу сегодня война совсем ушла, участники и очевидцы или уже в мире ином, или возраст не позволяет им хоть как-то значимо влиять на общественные происходящие в обществе процессы. Во всём мире военное поколение ушло из властных структур, ушли с ключевых мест общественных и производственных процессов. А новое поколения воспринимают ту (да и другие войны) как что-то происходящее на большом киноэкране и не более.
Всё это меня тревожит. Мыслящие люди, читайте время от времени прозу Алеся Адамовичу и других авторов того времени, авторов «лейтенантской прозы». Это очень важно!
О справедливости
В 1961 году в Минске проходил процесс на 13 фашистскими палачами, которые находились в составе батальона Оскара Дирлевангера и участвовали в более, чем 60 карательных экспедициях в Минской, Могилевской и Витебской областях. Все каратели были приговорены судом к расстрелу. Это произошло только в 1961 году. Только в 1961 году.
А между тем многие из этих 13 были героями повести Алеся Адамовича, повести о которой я здесь рассуждаю. До этого события эти люди жили мирной жизнью, у них были хорошие порою образцовые советские семьи, многие из них были активистами, находились на хорошем счету. Сколько всё-таки у людей может быть масок, для каждой власти, каждого обстоятельства некоторые могут одевать свою маску. Эти 13 палачей одевали маску карателей, а потом после войны маски добропорядочных людей.
В своей повести «Каратели» Алесь Адамович много рассуждал о причинах такого преображения людей. Некоторые из этих причин могут показаться даже объективными, а действия этих людей вынужденными. Но итог всего один — этих людей нашли и наказали, а их прошлое как шило в мешке всё-равно обнажило ту правду, которую не знал никто из окружающих их людей, не знали их жёны, их дети… Всё-таки справедливость пришла в их дома, значит она есть. А жить с осознанием этой аксиомы приятнее и увереннее.
P.S.
Я предлагаю прочитать «Каратели, или Жизнеописание гипербореев» прямо здесь в Вашем браузере или скачав на свой смартфон или электронную книгу. Для этого достаточно скачать книгу в формате FB2.
Добавить комментарий