Блестящая экранизация романа «Чтец» немецкого писателя Бернхарда Шлинка. Фильм, безусловно, выдающийся, рассуждая о котором мне в голову приходят только комплементарные эпитеты. Британский режиссёр Стивена Долдри создал полотно неподражаемой эмоциональности и чувственности. Актёрский состав блестяще выполнил режиссёрский замысел, тем самым исключив в фильме какие-либо фальшивые ноты.
Но меня в этой выдуманной истории, которая появилась на свет божий в 1994 году, смутила несколько другая проблема. Главная героиня фильма Ханна Шмитц — нацистская преступница, надзирательница концлагеря Освенцим, которая была осуждена после войны на пожизненной заключение за убийство трёхсот заключённых. Так вот к концу фильма судьба главной героини вызывает жалость и сочувствие. Наверное, Берхард Шлинк в своей книги очень талантливо коснулся вопроса, который очень волнует послевоенное поколение немцев. Ведь этому поколению до сих пор приходится нести косвенную ответственность за преступления своих отцов в далёкие 40-е года XX века.
Для немцев всё сложно, но у нашего народа совсем другая правда. И многие наши молодые люди, обделённые хорошим знанием истории и общей эрудицией, посмотрев этот фильм и послушав подобные историю вполне могут сформировать у себе в голове ложный архетип. Что в этих жутких концлагерях у обслуги не было выбора, что они тоже люди со сложной судьбой и имеют право на прощение. Но к большому счастью выбор у человека есть всегда, и именно этот постулат внушает мне надежду на благостное будущее человечества. А прощение… Нет, нет у них право на прощение. На смирение — да, на прощение — нет.
Добавить комментарий