Классическая стеклянная пивная кружка практически исчезла из британских пабов лет 10 назад. И вот этот символ старого доброго времени возвращается.
Перенесемся в не такое уж давнее прошлое. Навестим выдуманные пабы 80-х из популярных телесериалов «Эммердейл» и «Коронейшн Стрит». Вот кто-то заказывает пинту биттера у барной стойки. Во что ему наливают?
В большую стеклянную кружку с характерной ручкой и знакомыми прямоугольными вмятинами по всей ее внешней поверхности, из-за которых кружка слегка напоминает гранату.
Такая она была, традиционная пивная кружка. Однако в 2000-х она почти вымерла, словно редкое животное. В 2001 году закрылось последнее производство, Ravenhead Glass в Сейнт-Хеленс, где выпускались подобные кружки.
Стеклянная кружка была принадлежностью британского паба с 20-х годов XX века, и упомянутая «классика жанра», похожая на гранату, в итоге победила все остальные, к концу 60-х окончательно вытеснив граненые и прочие из обихода.
Однако к концу прошлого века наступление на кружку повели стаканы — самые разные: конической формы, формы тюльпана и из специального крепкого стекла. По мере того как легкий лагер стал вытеснять классический биттер, стаканы перешли в наступление и, как казалось, победили кружку.
Современных любителей пива, забегающих в паб пропустить по пинте, не волнует история возникновения классической кружки и что за этим стоит. (Некоторые полагают, что прямоугольные «выщерблины» по бокам появились из-за желания сделать кружку легче. Или сэкономить на материале). Никто уже не задумывается над такими деталями, как, например, ручка (которая была нужна для того, чтобы пиво дольше оставалось холодным).
Но, как ни удивительно, кружка возвращается. И речь идет не о каких-то традиционалистских пабах на севере Англии и в Шотландии. Возьмите, к примеру, весьма популярный «Герб Шэклвелла», что в Долстоне на востоке Лондона. Типичных посетителей этого паба вполне можно описать как хипстеров. Последние полгода директором здесь работает Роуз Деннен, и классические пивные кружки стали непременным атрибутом. В пабе предлагают выбор — кружка или стакан. Однако все как один выбирают кружку.
«Пьющие пиво из кружек—это совсем не старики в плоских кепках, — замечает Деннен. — У нас тут хипстеры, девчонки в обтягивающих джинсах и модных футболочках. Они пьют крафтовое, «авторское» пиво, сваренное на мини-пивоварнях, не ширпотреб какой-то. И кружка вошла в их культуру».
Крафтовое пиво (которое в России иногда называют «живым» — Ред.) — это тот тренд, который привел к возвращению классической пивной кружки.
В «Северном баре» в Лидсе с 2000 года все виды эля разливают только в кружки. Его директор Кристиан Таунсли подчеркивает, что одна из причин популярности разной пивной посуды — ее история и происхождение.
«В Бельгии — огромное количество разнообразных стаканов для пива, у немцев здесь тоже свои традиции, а у британцев — наша классическая кружка. Культовый предмет», — рассуждает он.
Бар в Лидсе специализируется на биттере, и кружки «старой школы» выглядят привлекательно для посетителей, среди которых много представителей художественной и литературной богемы, отмечает Таунсли.
«Эти кружки удобно держать в руке, а когда их ставишь на пивной коврик на столе, они приятно надежны и действуют как-то успокаивающе», — говорит он.
В начале 2000-х, вспоминает Таунсли, классическую пивную кружку уже было трудно найти, однако, как это часто бывает, выход нашелся простой — их стали производить за рубежом. «Северный бар» заказывает их в Турции. И стоят они примерно в три раза дороже, чем обычные стаканы.
«Как всегда, то, что на данный момент модно, «круто», легко находит себе дорогу к более молодой клиентуре, — замечает представитель общественной организации любителей традиционного британского эля Нил Уокер. — Возвращение классической кружки связано с этим».
Однако далеко не всем это нравится.
«Это не идеальная посуда для пива, — утверждает пивной критик Мелисса Коул. — Кружки толстые, неудобные, и мне лично неприятно из них пить. И то, что у них большой диаметр, мешает им долго сохранять аромат пива. Однако они набирают популярность по всей стране, от Эдинбурга и южнее».
Она признает, что кружки особенно популярны у женщин – любительниц эля: «Это своего рода заявление. Маленький знак принадлежности к посвященным».
Кроме того, пивная кружка — признак бессмысленной моды на ностальгию, считает Коул. «Всем кругом нравится поностальгировать — надеть какую-то старую юбку, набриолинить усы или налить пиво в кружку», — иронизирует она.
По мнению Кристиана Таунсли из Лидса, совсем не обязательно, что кружка вернулась навсегда. Мода на крафтовое, более крепкое пиво родила спрос на несколько меньшие его порции, требующие других бокалов, отмечает он.
Что же до факта «возвращения», то некоторые любители пива со стажем могут даже удивиться: никто из них и не прекращал пользоваться своей любимой кружкой. «В маленьких пабах «только для своих» эти кружки и не исчезали», — напоминает Мелисса Коул.
Добавить комментарий