Всю свою сознательную жизнь я регулярно наталкивался на восторженные отзывы о фильме «Мастер и Маргарита», снятого режиссёром Юрием Карой в 1994 году. Сложная и запутанная ситуация с авторскими правами на фильм не позволила широким зрительским массам увидеть его вплоть до апреля 2011 года.
Будучи большим поклонником бессмертного булгаковского романа я с большим нетерпением ожидал появления фильма в кино или хотя бы на DVD. Смущал один момент — когда чего-то очень долго ждёшь, то на выходе часто получается менее яркое, менее интересное событие. Интригу подыгрывали восторженные отзывы критиков, большинство которых, правда, фильма не видели, а только слышали о том, что он классный. 🙂
За время ожидания на «булгаковском фронте» произошло несколько знаковых событий. В 2005 году вышел одноимённый десятисерийный сериал Владимира Бортко. Критики встретили его в основном плохо, постоянно указывали на его ущербность в сравнении с фильмом Юрия Кары (хотя в лучшем случае видели кинопробы Валентина Гафта или Николая Бурляева)… В общем, занимались любимым занятием современных СМИ – опускали кого-то или что-то ниже плинтуса. Я, правда, не понял зачем они это делали – на меня сериал произвёл даже не положительное, а глубокое впечатление. Это значит, что я после просмотра не забыл про увиденное через пять минут, а находился несколько дней в неком «философском измышленизме». 🙂
Второй тревожный сигнал поступил в 2009 году. В том году Александр Градский презентовал свою долгожданную рок-оперу «Мастер и Маргарита», которую поклонники ждали 30 лет. Именно столько Александр Градский писал это грандиозное произведение. И опять от профессиональных критиков-опускателей послышалось: «Хорошо в целом, но там не то, и здесь не так». При этом можно часами анализировать современную эстраду и, будьте уверены, не удастся найти столь грандиозного музыкального произведения. Никто даже не осмеливается замахнуться на столь масштабный проект, а не то что воплотить его в жизнь. Но тренд опускателей неизменен – и там не то, и здесь не так.
Наконец свершилось. Апрель 2011 – «Мастер и Маргарита» Юрия Кары в кино, с 1 мая на DVD. Ожидания грандиозные. Ещё бы! Такой актёрский состав в одном фильме – Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата, Николай Бурляев в роли Иешуа Га-Ноцри, Валентин Гафт в роли Воланда, Бронислав Борондуков в роли Варенухи, а ещё Лев Дуров, Анастасия Вертинская, Спартак Мишулин, Сергей Никоненко, Сергей Гармаш. Что не имя, то легенда. Начало шикарное, такое глубокое и органичное, а вот дальше… Нет, всё здорово, игра актёров шикарная, но такое количество таланта не вместилось в хронометраж фильма. Как-то скомканно, концовка ужата в 10 минут, диалоги не завершены… Чувствуется, что подгоняли фильм под формат – сокрушительный бич современной культуры. Ну что же, будем ждать режиссерской версии (ещё лет 15), говорят ведь, что изначально было 4 серии. А пока рулит сериал Владимира Бортко на зло опускателям всех мастей.
P.S. Вообще, критики-опускатели не действуют стихийно. Ими движет сиюминутный тренд. Вот сейчас тренд опускать Никиту Михалкова и все дружно поносят его «Утомлённые солнцем — 2», да и другие проекты. Только вышла «Цитадель», ещё никто не смотрел её толком, а уже… Вот здесь, например, жуткое «уже». У меня создаётся впечатление, что они соревнуются в меткости при метании разного рода дерьма в заслуженного человека и, безусловно, талантливейшего режиссера и актёра. Ну что поделать, тренд у них такой…
И зачем им задумываться над простой вещью… А сформулировать её можно так: «Если оглянуться вокруг, осмотреть внимательно культурное поле постсоветского пространства, то окажется, что Никита Михалков единственный режиссер мирового уровня. На уровне с Кустурицей, Спилбергом и Земекисом». Стоит представить – нет Михалкова – и назвать в современном киноискусстве некого. А пока моськи стараются вовсю…
Я, пожалуй, самый упрямый и непоколебимый поклонник Бортко, т.к. на эту версию (пусть пропиаренную томлением в лучших традициях ) шла неохотно, и не зря, как оказалось. Актеры — полностью согласна с вами Павел — соцветие талантов разных мастей, а сам фильм… передержанный зеленый чай: должен быть полезным, а на самом деле яд, да еще и с отвратительным вкусом.
Может быть так категорчно всё-таки не стоит. Смотрешь на Бронислава Борондукова в образе Варенухи и просто балдеешь от удовольствия. Или Михаил Ульянов, грондиозная роль. А атмосфера булгаковская как здорово передана.
А если посмотреть, что снимали в 90-е гг. другие кинодеятели, то и вовсе настоящий шедевр. Недавно посмотрел фильм 90-х, где главного героя звали Сруль Соломонович. И это выдавалось как верх остроумия и режисёрской находки.