Книжная полка. Борис Ефимов — Десять десятилетий, или Пособие о том, как жизнь прожить интересно

30-1

Совсем недавно я прочёл очерк Бориса Ефимова «Судьба журналиста», опубликованного в журнале «Огонёк» в конце 80-х годов. Личность автора меня очень заинтересовала. Таких уникальный людей не много. И дело даже не в том, что он родился в 1900 году и прожил 108 (!!!) лет. Дело не в этом… Долгожители встречаются редко, но встречаются. Однако, мало кого из них можно назвать не только ровесником века, но и свидетелем века. Биография потрясающая, это однозначно.

Поэтому меня очень заинтересовала книга Бориса Ефимова «Десять десятилетий. О том, что видел, пережил, запомнил». Объёмный том мемуаров я прочёл на одном дыхании. Удивительно интересные мемуары, написанные лёгким парящим стилем. Думаю, это лучшая автобиографическая книга, которую я читал когда-либо.

Из первых уст

Узнал я о существовании мастера политической карикатуры Бориса Ефимова давно, лет 15-16 назад. Увидел я пожилого, но очень бодрого художника в программе Дмитрия Диброва «Ночной полёт», которая выходила на ОРТ в начале двухтысячных. Уже тогда герою программы было более 100 лет. Выпуск, к слову, был очень занимательным, именно поэтому я помню о том ярком впечатлении по сей день. К сожалению, цифровая копия передачи не попала в сеть и я не могу поделиться этими материалами.

Зато можно найти три интервью Бориса Ефимова уже в XXI веке — на протяжении последних 8 лет жизни. Эти видео я советую посмотреть, чтобы увидеть наглядный пример: как может сохраниться здравый смысл, полная адекватность и блестящее чувство юмора в очень-очень преклонном возрасте…   и для себя задуматься, почему так произошло.

Наиболее раннее интервью (творческая встреча) 2005 года в программе «Линия жизни», выходящая на телеканале «Культура»:

В 2007 году было записано большое интервью Бориса Ефимова на украинском телевидении для программы «В гостях у Дмитрия Гордона»:

И последний прижизненный фильм-интервью «Борис Ефимов. Три века одного человека», который был снят Первым каналом к 108-летию знаменитого художника.

Кулинарный эпизод

Один забавный «кулинарный» эпизод был описан в последних главах книги, когда Борис Ефимов вспоминал художника-карикатуриста Михаила Че­рем­ных. Хочу поделиться этим забавным эпизодом с Вами:

«…— В восемнадцатом году я жил на квартире у своего хорошего знакомого Виноградова (это говорит Михаил Черемных — авт.), работавшего в аппарате Совнаркома. Будучи на докладе у Ленина, он услышал пожелание Владимира Ильича настроить часы Спасской башни на мелодию «Интернационала». За эту настройку какая-то иностранная фирма заломила огромную сумму. Виноградов, не раз слушавший, как я играю на гитаре и, видимо, уверовавший в мои музыкальные способности, спросил: «Миша, вы не смогли бы настроить часы?» — «Смогу», — ответил я решительно. Это оказалось непросто, но я справился. Вот и все.

— Да будет вам о часах, — вмешалась Нина Александровна. — Давайте перекусим. Пельмени уже сварились.

— А вы умеете кушать пельмени? — спросил меня Черемных.

— Случалось, — с некоторым удивлением ответил я. — Нужно, как будто, поддеть пельмень на вилку и положить в рот.

— Э, нет! — серьезно сказал Михал Михалыч. — У нас в Сибири их едят так: подаются на стол пельмени в прозрачном бульоне. Такие жирные, что даже пар от них не идет. У вас уже приготовлены водочка и стакан холодного сырого молока. Налита верхом тарелка с пельменями. Пельменей больше, чем бульона. Поперчены, посолены. Выпиваете водку, сейчас же берете в левую руку стакан с молоком, правой захватываете ложкой пельмени. Отправляете их в рот, и сразу же глаза лезут на лоб. Во рту — ад! Вы быстро делаете большой глоток молока, и во рту… рай! Затем всю процедуру повторяете. Не забудьте! Раз — водка, раз — пельмени, раз — молоко! И все это быстро, особенно в начале, когда пельмени еще очень горячи.

Об этой забавной «инструкции» рассказывает в своей книге воспоминаний и Нина Александровна.

Между прочим, я не сомневаюсь, что эта «система» поедания пельменей целиком придумана самим Михал Михалычем, который свою самобытность, стремление, чтобы было непохоже, всегда вносил в любое дело и в любую область. Например, начав работать в РОСТА в качестве художника-плакатиста, он сразу придумал показывать свои плакаты в пустующих витринах магазинов, тем более в них за отсутствием товаров в ту пору нечего было выставлять. И с этого начались знаменитые «Окна РОСТА».

Живая, остроумная затея имела явный успех, хотя вряд ли кто-нибудь мог предвидеть, что эта интересная выдумка художника-сатирика вырастет в принципиально новую, плодотворную форму боевой революционной агитации, станет большим явлением советской художественной культуры. Однако именно так и произошло…»

О критиках

Прочитав какую-либо книгу я всегда интересуюсь историей создания произведения, биографией автора, отзывами критиков, экранизациями… Но делаю это всегда только после прочтения, чтобы не заглушать чужими впечатлениями и лишней информацией своё собственное восприятие.

В этот раз наткнулся на несколько достаточно мерзких постов в LiveJournal с заголовками вроде «Борис Ефимов — 108 лет без совести». Авторы сих очерков подымают старую избитую тему об обслуживании советскими карикатуристами власти. Точки зрения, само собой, могут быть разными, в том числе и мерзкими, как в этом случае…

Но дело не в этом. Матчастью не всегда владеют критики со своей точкой зрения. Ведь жанр политической карикатуры сверхактуален, и карикатура рождается только «на злобу дня», отражает события сегодняшнего дня и только так.

И ещё я всегда задаюсь вопросом, думая о таких критиках: кем бы они — критики — были в те 30-е гг. XX века. Жили бы они всё-таки по совести, а может быть могли оказаться с наганом в руках в расстрельной камере… Вопрос риторический, но критиковать достойных людей что-то сделавших в своей жизни всегда просто.

Конечно, не всё однозначно. Не однозначно и поведении многих деятелей советского искусства, литературы, но книга «Десять десятилетий. О том, что видел, пережил, запомнил» для меня исключила любые спорные вопросы в биографии выдающегося художника-карикатуриста Бориса Ефимова.

P.S.

Книгу можно назвать библиографической редкостью, купить её будет сложно. Но к нашей радости есть электронная версия в формате FB2, которую можно прочесть на любом мобильном устройстве. А также, чтобы дополнить иллюстративный ряд этого материала публикую PDF-версию концептуального альбома Бориса Ефимова «Гитлер и его свора», вышедшем в издательстве «Искусство» в далёком 1943 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.