О чём это я? О новом музее Великой отечественной войны в Минске. Через четыре месяца после открытия мне к счастью удалось организоваться и посетить этот шедевр белорусской музейной культуры.
Я уверен, что создание нового музея Великой отечественной войны — это самый важный и удачный проект в области построения национального самосознания, который был воплощён в жизнь после обретения Беларусью независимости в 1991 году. И что удивительно, он оказался как никогда ко двору, как никогда своевременным. Этого нельзя было утверждать ещё несколько лет назад, когда было принято решение о строительстве нового здания. Но сегодня, наблюдая за марширующими фашистскими колоннами в странах-соседях, любой человек с честью и совестью скажет: «Нужно сделать всё, чтобы удержать ту Победу в руках и не растерять её достижений для мира и согласия».
А какая получилась работа архитекторов, художников, IT-специалистов, музейных работников! Работа получилась блестящая!
На мой взгляд, люди, которые были причастны к созданию нового музея Великой отечественной войны, совершили трудовой подвиг. Провернуть такую масштабную работу на таком высоком, сбалансированном уровне — это многого стоит.
Архитектурное решение. Здание полностью вписывается в существующий ансамбль, оно стало единым целым со стелой «Минск — город герой». Высотность идеальная — музей ничего не перекрывает, не гасит существующие доминанты.
Почему я заострил внимание на этих моментах? Просто последние годы в Минске строится огромное количество красивых, стеклянных и высоких зданий, которые несмотря на всё их внешнее превосходство существуют в своём обособленном мире, отдельно от городской застройки и самого города. Хотя стоит признать, что через годы восприятие этих объектов может измениться кардинально и в сторону полного позитива.
Экспозиция. Я много раз был в старом здании музея, был даже в запасниках музея. Экспозиция была эмоциональная, жёсткая. Однажды мы привели знакомых девушек из Ярославля, которые посетили наш год впервые. Как раз в это время в музее была оформлена очень откровенная экспозиция, посвящённая минскому антифашистскому подполью. В оформлении были использованы увеличенные в человеческий рост ужасные фотографии мертвых, повешенных на фонарных столбах подпольщиков, которых фашистские каратели казнили в назидании минчанам.
С такими вещами не сталкиваешься в жизни, про эти события уже не знают, а помнить это уже почти некому. На наших ярославских друзей все эти картины произвели нереальное тяжёлое впечатление. Они — вчерашние школьники, сегодняшние студенты российских вузов просто не знали, что такие события были на нашей земле. Причём в историческом масштабе были совсем недавно, на тех же улицах, на которых и сегодня кипит бурная городская жизнь. Я иногда прохожу по старым минским улочкам и мне становится жутко от того, что где-то в этом месте всего 70 лет назад стояли виселицы и на них убивали таких же молодых, полных жизни и здоровья людей… как и мы… И убивали в общем-то просто так, за какую-то «идею»…
В музее Великой Отечественной войны работает высокопрофессиональный сплочённый коллектив. За очень короткий срок этим замечательным людям удалось обновить огромную экспозицию на самом современном уровне. А ведь посмотреть в музее есть что. Я уверен, что более богатой коллекции по тематике Второй мировой войны нет большие нигде в мире. Причём временами поражает степень уникальности экспонатов. Например, оружие, которое партизаны сами мастерили в отрядах, или огромная коллекция партизанских самописных изданий, или фляга с вдавленной человеческой костью, найденная в местах раскопок.
Технологии. Музей просто нашпигован современными информационными ресурсами. Как я понял была создана цельная информационная система, которая объединяет все «мультимедийные уголки» в музее. За счёт всех этих активных экранов, диаграмм и лазерных инсталляций нормально ознакомиться с музее за один раз просто невозможно. Современные технологии позволили экспонировать в разы больше экспонатов.
Судите сами: классические тематические стенды = 10% экспонатов, мультимедийный стенд = 90% экспонатов. А на последних и фотохроника по теме, и видеохроника, в том числе цветная, и подборка оригинальных документов. А рядом лазерная объёмная инсталляция, которая воспроизводит события в осаждённой фашистами Брестской крепости.
Благодаря всем этим новшествам музей стал современным и притягательным. И в первую очередь притягательным для молодёжи, а ведь именно для молодёжи это здание и возводилось.
Посетители. Через 70 лет после войны Музей Великой Отечественной войны стал своеобразным магнитом для белорусов. И это тогда, когда тема войны уже приутихла, боль практически угасла и живых свидетелей тех событий практически не осталось. Но вот музей снова стал полон молодёжи, с регионов едут автобусы с экскурсантами. Причём отчётливо видно, что большинство людей приходят сами, и как мне кажется некоторые в музее по своей воле оказываются впервые.
О чём это говорит? Задача была выполнена блестяще, а музей родился заново. Вновь стал актуальным, через 70 лет после войны…
Добавить комментарий