Пойдём в кино. Судьба человека, или Когда Голливуд отдыхает

Судьба человекаЧто я знал про знаменитый советский фильм «Судьба человека»? Я знал, что он снят по рассказу Михаила Шолохова. Я знал, что его бесконечно хвалят и всегда упоминают, когда речь заходит о лучшем отечественном кино. Я знал, что это добрая и трогательная картина. Но я смотрел фильм очень давно — лет 15-17 назад, ещё будучи школьником. Смотрел другими глазами, да и восприятие за столько лет померкло и притупилось. В памяти остался только отдалённый добрый образ и ставшее народным крылатое выражение: «Я после первого стакана не закусываю».

Недавно просматривал интервью известного интеллектуала режиссёра Станислава Говорухина в программе «На ночь глядя». И вот Станислав Сергеевич в одном месте интервью изрёк: «Недавно вернулся поздно домой и по телевизору показывали «Судьбу человека». Решил немного посмотреть начало, ну там знаменитые общие планы… И в который раз не смог оторваться, была большая бессонная ночь». Как-то меня эта точка зрения затронула и фильм я решил пересмотреть.

Перед просмотром я не знал кто режиссёр, какие актёры снимались, фестивальную и прокатную историю фильма… Ничего в общем не знал, только ориентировочное время создания фильма — 50-е гг. К слову, я сознательно никогда не просматриваю аннотации к фильмам перед просмотром, чтобы случайно не заимствовать чужие архетипы, а формировать исключительно свои.

Я был удивлён, даже немного шокирован. Ведь в 1959 году Сергей Бондарчук в своём режиссёрском дебюте создал шедевр, шедевр мирового масштаба. Причём эта оценка относится ко всем составляющим фильма. Не побоюсь — гениальная актёрская игра Сергея Бондарчука (он сам исполнил главную роль Андрея Соколова), музыкальное оформление Вениамина Баснера, операторская работа Владимира Монахова, работа художника-постановщика Ипполита Новодерёжкина и Сергея Воронкова.

Фильм столь безупречен, что словами очень сложно описать тот эмоциональный фон, который формируется во время просмотра. Планы (и общие, и крупные), батальные сцены, мизансцены сделаны так совершенно, что вот в этом месте просто хочется воскликнуть  — Голливуд отдыхает и валяется в общем-то где-то на обочине.

В одном из эпизодов с экрана звучит только немецкая речь, так я словил себя на мысли — если бы я не знал, что это советских фильм, то в плане картинки никогда бы не отличил фильм от лучших образцов западного кинематографа.

А финальная сцена с Ванюшкой «Папка, родненький! Я знал, я знал, что ты меня найдёшь» — наверное, это самая трогательная режиссёрская находка в мировом кинематографе. Аналогов я не знаю.

Можно упрекнуть фильм (да и рассказ Шолохова) в излишней романтизации подвига советского человека, но это был признак времени. И далеко не факт, что этот признак был негативным.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.