Вопрос не риторический. На него есть вполне конкретный ответ. Для этого нужно посмотреть фильм братьев Куэй «Настройщик землетрясений». Пытка эта изысканная, длится около 90 минут. Я почти уверен, что если заставить человека просматривать этот фильм часов десять подряд, то он или «съедет с катушек», или выдаст абсолютно любую военную тайну. И поверьте, я вовсе не утрирую и не преуменьшаю.
А всё дело в том, что мой родной кинотеатр «Ракета», находящийся недалеко от станции метро «Пролетарская», лет пять назад заново родился. Вместо ещё «советского» буфета, а потом «постсоветского» танцзала на втором этаже «Ракеты» появился уютный кинозал на человек тридцать с достаточно большим экраном и удобными мягкими креслами. Зал предназначен для альтернативного кинематографа, фестивальных фильмов, ретроспектив и прочих арт-хаусов. Задумка шикарная, но иногда…
Ошибка сегодняшнего вечера была столь фатальной, что я решил в своём блоге озвучить ряд вопросов, которые возникли у меня после просмотра данного «шедевра». Возможно, это поможет сбросить весь спектр негативных эмоций, неожиданно возникших, но не выветривающихся из сознания продолжительное время.
Что заставило всех этих людей досмотреть фильм до конца?
За себя я ответить могу. Сидел по центру, сначала было как-то неудобно, потом как-то поздно. В общем не решился. Но неужели все присутствующие 30 человек были столь нерешительными как я? То что им нравилось происходящее на экране, увлекал сюжет я исключаю. Что же тогда?
Люди приходят и сами себя убеждают, что просматривая явно странное кинопроизведение они как бы приобщаются к чему-то сложному, чему-то элитному. Как бы создают для себя иллюзию и, наверное, начинают верить в неё, о том что они поумнее основной части населения, способны понять столь бессмысленное действие. Видимо дело в этом.
А я же всегда утверждаю, быть нужно проще. Называть экскременты экскрементами, а розы розами. И к тебе потянутся. 🙂
Справка от Петровича:
Братья Куай, Стивен и Тимоти Куай, также Квай (англ. Brothers Quay, Stephen and Timothy Quay, 17 июня 1947, Норристаун, Пенсильвания) — американские режиссёры-аниматоры, братья-близнецы.
Учились в Филадельфийском художественном колледже, затем — там же, в Художественном университете. С 1969 живут и работают в Великобритании, закончили Королевский художественный колледж в Лондоне.
Снимают короткометражные, документальные и полнометражные фильмы — рисованные, кукольные, игровые. Испытали влияние анимации Валериана Боровчика, Яна Леницы, Владислава Старевича, но особенно — Яна Шванкмайера, которому посвятили фильм (1984). В литературе их привлекают Кафка, Бруно Шульц, Роберт Вальзер, Мишель де Гельдерод, Адольфо Биой Касарес, Фелисберто Эрнандес, в музыке — Стравинский, Яначек. Выступают также как театральные художники: они оформляли лондонские постановки оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Стулья» Ионеско и других. Снимались в фильме Питера Гринуэя Падения (1980). Делали клип для Питера Гэбриэла, видео для рок-группы His Name Is Alive и др.
А в чём же смысл?
Это главный вопрос, который меня волнует. Да, действительно, является правильным утверждение о том, что если фильм (книга, музыка) заставляют задуматься, то это настоящее произведение искусства. Верно, но не менее верно другое правило о том, что в любом правиле есть исключение. Много одинаковых слов, но суть они точно передают. 🙂
Так вот, этот фильм «Настройщик землетрясений» является исключением из правил. Мне кажется, как такового смысла, суперидеи у этого фильма нет. Для чего его снимали, что создатели хотели сказать своим творчеством миру. Описать в кинематографе душевную болезнь, галлюцинации и бред одного конкретного человека, в роли которого в фильме выступает «настройщик». Опять же вопрос, для чего это было сделано?
Как придумали этот фильм?
Иногда попадаются фильма, после просмотра которых я задаюсь вопросом, что должно быть в голове у сценариста и режиссёра, чтобы придумать такие странные образы, вывести такие странные идеи. Я могу ошибаться и здесь можно дискутировать, но у меня есть ощущение, что всё это плод галлюцинаций создателей. Просто они достаточно ловкие, для того чтобы записать на бумаге все эти образы после галлюциногенного угара. От чего они возникают у этих творческих людей… Мало ли галлюциногенов в нашем мире. 🙂
Откровенно говоря, когда я сталкиваюсь с произведениями искусства подобного плана, то добрым словом вспоминаю советскую цензуру. Хотя в целом являются противником той практики. Но всегда помню, что в этой цензуре кроме идеологических перекосов был один важный элемент: она отсекала непрофессионалов из общественного поля.
Кто понял этот фильм?
А вот это уже риторический вопрос. Мне кажется таких людей, кроме самих создателей, в мире не существует. Но мне было бы очень интересно услышать точку зрения и аргументацию человека, которого это сюрреалистическое действие воодушевило и приободрило.
Мой вывод
Лет 15 назад в наше искусство ворвалось новое модное слово «перфоманс», потом это жуткое явление стало эволюционировать и превратилось в «инсталляцию», а сегодня актом искусства является общественное действие, когда странный голый человек прибивает свою мошонку к брусчатке на Красной площади в Москве. Всё это странно…
А вывод мой такой. Любое произведение искусства вызывает положительные или отрицательные чувства. Например, шедевр настоящего кинохудожника Александра Митты «Шагал — Малевич» вызовет у любого человека, имеющего за пазухой немного настоящих чувств и эмоций, необыкновенное воодушевление и радость.
А вот роман настоящего литературного художника Максима Горького «Мать», который великий русский писатель написал в 1906 году, сегодня вызовет противоречивые чувства. Это если сопоставить романтические революционные воззрения, описанные в книге, и те реки крови, которые пролились после их реализации. Сам Алексей Максимович думаю не предполагал такого развития событий.
Парадокс, но фильм «Настройщик землетрясений» не относится ни к первой, ни к второй категории. Его просмотр — это своеобразное посещение общественного нужника на автобусной станции в забытом богом провинциальном городке. Это не негативная реакция на произведение искусства, а что-то иное, но при этом простое и ясное: хотите убить полтора часа своей жизни… Посмотрите этот фильм.
Добавить комментарий