Прошёл почти год, когда на сайте «песнярыком» (www.pesnyary.com) я увидел анонс необычного проекта — совместного концерта легендарной группы «Белорусские Песняры» и совсем современной команды молодых и талантливых музыкантов Lipnitsky Show Orchestra. И вот 21 ноября 2014 года этот симбиоз — взаимовыгодное сотрудничество — двух несовместимых на первый взгляд коллективов мне удалось увидеть и услышать в большом зале Дворца Республики.
Из всех осколков великого белорусского ансамбля, «Белорусские Песняры» — единственные, кто достоин уважения и внимания зрителей. Уже 15 лет уникальный состав, состоящий из участников Песняров разных времён, работает плодотворно и интересно. Они не стали и не могли стать кавер-бендом, перепевая один в один репертуар 70-80-х, эксплуатируя былую славу с целью немного подработать на пенсии. Так и именно так поступают большинство некогда знаменитых ВИА, гастроли которых мимолётной волной прокатились по городам бывшего СССР 5-10 лет назад.
Да этого и не могло быть! Ведь каждый участник ансамбля — очень большая личность в белорусской музыкальной культуре. Поэтому за 15 лет сформировался свой репертуар, старые и знаменитые песни не застыли во времени, новые аранжировки и прочтения постоянно появлялись в творчестве ансамбля. И вот проект с Lipnitsky Show Orchestra, пожалуй, стал апогеем в плане нового прочтения творчества ансамбля «Белорусские Песняры».
Отступление
И вот казалось бы, а зачем артистам все эти эксперименты? Признание есть — играют и поют сами — и на высоком уровне. Катайся себе по городам и весям, и там под бренд «Песняры» ещё долго инерциально будут собираться полные залы. Так и поступают все эти бутлег-составы Песняров под руководством Леонида Борткевича, Игоря Свечкина, Вячеслава Шарапова и прочих. В чём-то и они правы — со сцены звучат те знаменитые песни, они востребованы у зрителя и благодаря этому ещё долго не будут забыты. А может вообще никогда не будут забыты. Но всё это не является явлением в культуре.
А вот творчество Белорусских Песняров стало чем-то новым. Сохраняя заложенные в 1969 году традиции, музыканты продолжают экспериментировать и удивлять. Причём, как показал последний концерт, творческого потенциала немерено, а ведь цифры-то большие: Владиславу Мисевичу — скоро 70, Валерию Дайнеко и Игорю Пене — за 60, Олегу Аверину и Александру Катикову — за 50…
О концерте
Концерт был в основном построен на репертуаре последних 15 лет. Явно прослеживалось, что не было цели сделать ретроспективу 45-летней истории Песняров. Стоит отметить, что тема юбилея нигде и никак не связывалась с этим проектом. Правда, из Израиля прилетел Леонид Тышко — один из двух ныне живущих участников первого состава ещё Лявонов — как и пять лет назад, он вместо длинной и сложной речи прочёл со сцены своё стихотворение, где выразил мысли о своей жизни в Песнярах и месте Песняров в наше время.
Леонид Тышко. Фрагмент стихотворения:
«Я еще объявлюсь, прилечу на большом самолете,
И, сливаясь с потоком, шагну на Проспект «Песняров».
Ничего, что еще не назвали, потом назовёте,
Время — мудрый судья, как заметил один острослов».
Мне показалось странным, что так и не прозвучало со сцены имя Владимира Мулявина. Думаю, что в этом была какая-то задумка, была какая-то символическая цель. Какая? Я не понял. Мемориальный фрагмент в концерте был — большое попурри из старых лирических композиций Песняров, затем пригласили Леонида Тышко, затем загремела «Касіў Ясь канюшыну» в обновленной аранжировке. Но о Владимире Мулявине ни слова. Право, это было странно.
Программу концерта я разделил бы на три составляющие. Первая большая — лучшие песни из репертуара Белорусских Песняров, вторая средняя — песни из репертуара Песняров 90-х, третья малая — песни из репертуара 70-80-х гг. Особенность в том, что во всех трёх случаях в абсолютном большинстве композиций солировали оригинальные первые исполнители.
Для меня, честно говоря, остался непонятным выбор костюмов в этот вечер. Создалось впечатление, что в результате какого-то форс-мажора концертные костюмы куда-то пропали, и пришлось выйти на сцену в том, что удалось достать за минут пятнадцать до начала. Хотя, вероятно, смысл был другой: яркий и расфуфыренный оркестр — строгие и сдержанные Песняры. Контраст, однако…
Распределение обязанностей 🙂
Артисты ансамбля и оркестр Александра Липницкого присутствовали на сцене на равных, временами переключая внимание друг на друга.
Артисты-инструменталисты БП частично уступили свои права оркестру. Владислав Мисевич «отбросил» флейту/саксофон и работал только в хоре. Олег Аверин не стоял как обычно у вторых клавиш, а в основном пел, изредка беря в руки акустическую гитару. На сцене не было штатного ударника БП Евгения Рябого. Но как всегда блистали и демонстрировали свой отточенный профессионализм Александр Соловьёв на соло-гитаре, Максим Пугачёв на клавишах и Александр Катиков на бас-гитаре.
Музыкальная часть концерта была почти полностью отдана на откуп Lipnitsky Show Orchestra. Ребята там молодые, энергичные и талантливые. Оркестр очень плотно и сыграно звучал. Было видно, что для подготовки этой программы было затрачено очень много времени, много месяцев. Аранжировщик проделал колоссальную и в целом очень достойную работу. В полной мере оправдалось определение «Show». Как никогда было уделено внимание сценографии и звуку, всевозможным танцам, рюшечкам, стразам и бирюлькам. Организаторы сделали почти невозможное, во Дворце Республики звучание было на мой тугой слух шикарное. Этот зал только ленивый не ругал за паршивые акустические возможности, но как-то удалось в этот раз его достойно озвучить.
Треклист
45 лет — это большой отрезок времени. За эти годы у Песняров сформировался колоссальный репертуар. Многие вещи ушли из репертуара, многие ушли, а потом вернулись. В общем у БП треклист столь велик, что позволяет составить программу с любой тональностью, с любым настроением. Что же запомнилось?
Валерий Дайнеко, возможно, впервые исполнил со сцены песню Александра Катикова на стихи Якуба Коласа «Ручэй» — «Між алешын кустоў, дзе пяе салавей…».
Игорь Пеня — самый эмоциональный солист ансамбля — блистал в своих коронных вещах «Цветок любви», «Ці ўспамінала ты мяне», а также в относительно новой композиции Олега Аверина на стихи Сергея Есенина «Дымом половодьем». Годы идут, а Игорь Пеня по прежнему звучит звонко и высоко.
Как всегда фирменное многоголосье поражало воображение в новой песне «Улетели листья с тополей», в песне из середины 90-х «Цераз рэчаньку» и в знаменитом а-капельном фрагменте в «Касіў Ясь канюшыну».
Сама «Касіў Ясь канюшыну» со свежей аранжировкой звучала как никогда плотно и сочно. На мой взгляд эта песня неповторима в классическом саунде 70-х гг. Впоследствии она стала звучать как-то жидко, неубедительно. В этот раз — или большой оркестр, или хороший аппарат, но… Было свежо.
Ещё такое же «свежее впечатление» создалось от новой версии Беловежской пущи, которые Валерий Дайнеко исполнил в финале один без хора в припеве. Только в последнем куплете к нему присоединилась солистка оркестра Александра Захарик, и соло превратилось не несколько мгновений в дуэт. Стоит сказать все высокие и длинные ноты у Валерия Сергеевича по прежнему на месте.
Из старого очень порадовала «Я всё тот же» в исполнении Валерий Дайнеко. Олег Аверин вместе с залом исполнил «За пол часа до весны», после чего в зале в большом попурри появились все «песняроўские дзяўчыны» — Александрына, Алеся, Вераніка и Марыся. Все по куплету, но… Это шедевры и шедевры в оригинальном исполнении.
Уже традиционно свадебную «Горка» Белорусские Песняры исполняют с залом. Олег Аверин выходит на авансцену, разучивает с залом припев и понеслось. Я не знаю, кто придумал перфоманс в этот раз, но это был очень креативный человек. Описать словами это действие сложно, надо видеть самому. Скажу только, что весь оркестр оказался в зрительном зале, Владислав Мисевич наливал желающим по стопке самогонки, и было все это действие необычным, энергичным и запоминающимся.
Так можно описать весь концерт, остановиться на каждой композиции. Но эти три часа без антракта были так насыщены, что мне не удастся закончить это повествование и через три дня. Так что переходим к последнему разделу этого материала:
Lipnitsky Show Orchestra
Очень необычный коллектив, которым руководит амбициозный музыкант Александр Липницкий. Оркестр во всех смыслах молодой — и появился он недавно, и участники его люди молодые и современные.
Идеология этого коллектива необычная — совместить высокопрофессиональный музыкальный коллектив и ультрамодное молодёжное шоу с длинноногими скрипачками, специфическим сленгом, ужимками, костюмами и эпатажем.
Стоит сказать, что делают они свою работу экстракласно. Как музыканты. А вот как шоумены лишь неплохо. Да, это свежий подход, такого формата я не встречал на эстраде. Но… но я глубоко убеждён, что музыкант должен передавать всё, что хочет сказать музыкальными средствами. На то он в общем-то и музыкант.
В середине концерта оркестру отдали инструментальный кусок, который был искусно замаскирован под некую новую песню «Айфон». Скажу не кривя душой, в музыкальном плане это было очень круто. А вот монолог Александра Липницкого перед… К чему был весь этот набор бессмысленных фраз, которые как мне кажется были малопонятны всем, в том числе тому, кто их произносил.
При этом аранжировки всех композиций были блестящими, местами перегруженными, чрезмерно накрученными, но все они дали какое-то новое, сочное звучание.
Эксперимент удался, а проект стал большим событием в культурной жизни Беларуси.
P.S. В большом зале Дворца Республики нельзя фотографировать, поэтому я одолжил фото у нашего хорошего знакомого Сергея Трефилова, главного редактора газеты «Культура».
Нельзя было проводить и видеосъёмку, но любительское видео от Ольги Пилат в сети всё же появилось. Восторга от такой картинки не получишь, но атмосферу почувствовать можно. К счастью концерт не уйдёт в небытие, он снимался, а звук записывался. Я очень надеюсь, что итогом станет концертный альбом или видеоверсия.
P.P.S. Через пару дней на каналах YouTube Ольги Святославовны и Александра Сапега появилось ещё несколько любительских видеороликов. Решил выложить и их. В конце ролика соло на саксофоне, исполняет Виталий Ямутеев.
Почему не прозвучало фамилия Мулявин? Ответ прост, его алкоголизм развалил Песняров. Началось всё с его беспробудного пьянства, конфликты в коллективе, его жена Пенкина также подливала масла в огонь, закончилось тем, когда Мисевича поставили директором «Песняры», потом последовало коллективное письму Лукашенко от артистов РФ и РБ, после чего Мулявина поставили вновь на должность директора, последующий уход Мисевича, Пени, Аверина, Дайнеко и т.д., набор в коллектив новых музыкантов.
Что касаемо концерта, очень крутой, очень душевный. Я еще раз пришел к выводу, что БГА «Песняры»- лучшая кавер группа, исполняющая песни легендарной группы «Песняры», и не более того. И никогда им не перепеть настоящих Песняров- Дайнеко, Пеню. Аверина. Видел как люди плакали, когда пели Белорусские Песняры.
Как можно охарактеризовать то, что было. Душа была раскрыта и я ее никак не мог закрыть после концерта. Пришел домой под большим впечатлением.
Браво и брависсимо.
Иван, мне кажется по содержанию этой статьи должно быть видно, что я вполне в теме и вопрос про Мулявина задаю не от своей несведущести и неинформированности. Он в общем-то риторический.
Вам же советую, читая информацию в газетах, журналах и прочих жёлтых носителях пропускать её немного через вашу способность логически переосмысливать прочитанное. А также всегда помнить, что «в хорошей драке виноваты обе стороны» и «что время эмоции гасит, а людей примеряет». Чтобы это понимать нужно две простые вещи: жизненный опыт и способность его применять на практике.
Дальше эту тему развивать не хочу, только отмечу, что на прошлом минском концерте БП, несмотря на всю «вашу правду», у артистов нашлись хорошие слова и мемориальная часть для великого белорусского музыканта Владимира Мулявина.