Белорусские Песняры и Lipnitsky Show Orchestra в Минске

BPПрошёл почти год, когда на сайте «песнярыком» (www.pesnyary.com) я увидел анонс необычного проекта — совместного концерта легендарной группы «Белорусские Песняры» и совсем современной команды молодых и талантливых музыкантов Lipnitsky Show Orchestra. И вот 21 ноября 2014 года этот симбиоз — взаимовыгодное сотрудничество — двух несовместимых на первый взгляд коллективов мне удалось увидеть и услышать в большом зале Дворца Республики.

Из всех осколков великого белорусского ансамбля, «Белорусские Песняры» — единственные, кто достоин уважения и внимания зрителей. Уже 15 лет уникальный состав, состоящий из участников Песняров  разных времён, работает плодотворно и интересно. Они не стали и не могли стать кавер-бендом, перепевая один в один репертуар 70-80-х, эксплуатируя былую славу с целью немного подработать на пенсии. Так и именно так поступают большинство некогда знаменитых ВИА, гастроли которых мимолётной волной прокатились по городам бывшего СССР 5-10 лет назад.

Да этого и не могло быть! Ведь каждый участник ансамбля — очень большая личность в белорусской музыкальной культуре. Поэтому за 15 лет сформировался свой репертуар, старые и знаменитые песни не застыли во времени, новые аранжировки и прочтения постоянно появлялись в творчестве ансамбля. И вот проект с Lipnitsky Show Orchestra, пожалуй, стал апогеем в плане нового прочтения творчества ансамбля «Белорусские Песняры».

bp-02

Белорусские Песняры появились на сцене в необычном виде. В чёрных классических костюмах. Владислав Мисевич с бабочкой выглядел особенно элегантно.

Отступление

И вот казалось бы, а зачем артистам все эти эксперименты? Признание есть — играют и поют сами — и на высоком уровне. Катайся себе по городам и весям, и там под бренд «Песняры» ещё долго инерциально будут собираться полные залы. Так и поступают все эти бутлег-составы Песняров под руководством Леонида Борткевича, Игоря Свечкина, Вячеслава Шарапова и прочих. В чём-то и они правы — со сцены звучат те знаменитые песни, они востребованы у зрителя и благодаря этому ещё долго не будут забыты. А может вообще никогда не будут забыты. Но всё это не является явлением в культуре.

А вот творчество Белорусских Песняров стало чем-то новым. Сохраняя заложенные в 1969 году традиции, музыканты продолжают экспериментировать и удивлять. Причём, как показал последний концерт, творческого потенциала немерено, а ведь цифры-то большие: Владиславу Мисевичу — скоро 70, Валерию Дайнеко и Игорю Пене — за 60, Олегу Аверину и Александру Катикову — за 50…  

А здесь звучит знаменитое песняровское многоголосье. Одна из легенд приписывает Полу Маккартни слова о Песнярах: «Играют как дети, поют как боги»

О концерте

Концерт был в основном построен на репертуаре последних 15 лет. Явно прослеживалось, что не было цели сделать ретроспективу 45-летней истории Песняров. Стоит отметить, что тема юбилея нигде и никак не связывалась с этим проектом. Правда, из Израиля прилетел Леонид Тышко — один из двух ныне живущих участников первого состава ещё Лявонов — как и пять лет назад, он вместо длинной и сложной речи прочёл со сцены своё стихотворение, где выразил мысли о своей жизни в Песнярах и месте Песняров в наше время.

Леонид Тышко. Фрагмент стихотворения:

«Я еще объявлюсь, прилечу на большом самолете, 

И, сливаясь с потоком, шагну на Проспект «Песняров». 

Ничего, что еще не назвали, потом назовёте, 

Время — мудрый судья, как заметил один острослов».

Мне показалось странным, что так и не прозвучало со сцены имя Владимира Мулявина. Думаю, что в этом была какая-то задумка, была какая-то символическая цель. Какая? Я не понял. Мемориальный фрагмент в концерте был — большое попурри из старых лирических композиций Песняров, затем пригласили Леонида Тышко, затем загремела «Касіў Ясь канюшыну» в обновленной аранжировке. Но о Владимире Мулявине ни слова. Право, это было странно.

Уникальный кадр. Заслуженные артисты Леонид Тышко и Владислав Мисевич — последние из живущих участников первого состава Песняров.
В этот раз Леонид Тышко не брал в руки бас-гитары, но увидеть легендарного человека на сцене было приятно.

Программу концерта я разделил бы на три составляющие. Первая большая — лучшие песни из репертуара Белорусских Песняров, вторая средняя — песни из репертуара Песняров 90-х, третья малая — песни из репертуара 70-80-х гг. Особенность в том, что во всех трёх случаях в абсолютном большинстве композиций солировали оригинальные первые исполнители.

В какой-то момент в песне «Гора» гитарист оркестра вышел ближе к авансцене и дал дерзкое соло. Немного позже к нему присоединился Александр Соловьёв и немного «посоревновался» с молодым поколением.

Для меня, честно говоря, остался непонятным выбор костюмов в этот вечер. Создалось впечатление, что в результате какого-то форс-мажора концертные костюмы куда-то пропали, и пришлось выйти на сцену в том, что удалось достать за минут пятнадцать до начала. Хотя, вероятно, смысл был другой: яркий и расфуфыренный оркестр — строгие и сдержанные Песняры. Контраст, однако…

Молодой дирижёр Александр Липницкий и маститый артист Владислав Мисевич. Чем-то они на этой фотографии похожи. 🙂

Распределение обязанностей 🙂

Артисты ансамбля и оркестр Александра Липницкого присутствовали на сцене на равных, временами переключая внимание друг на друга.

Артисты-инструменталисты БП частично уступили свои права оркестру. Владислав Мисевич «отбросил» флейту/саксофон и работал только в хоре. Олег Аверин не стоял как обычно у вторых клавиш, а в основном пел, изредка беря в руки акустическую гитару. На сцене не было штатного ударника БП Евгения Рябого. Но как всегда блистали и демонстрировали свой отточенный профессионализм Александр Соловьёв на соло-гитаре, Максим Пугачёв на клавишах и Александр Катиков на бас-гитаре. 

Игорь Пеня солирует, Валерий Дайнеко готовится вступить, а духовики оркестра отдыхают.
У духовиков очень практичные причёски. И прикольно и уши не мёрзнут 🙂

Музыкальная часть концерта была почти полностью отдана на откуп Lipnitsky Show Orchestra. Ребята там молодые, энергичные и талантливые. Оркестр очень плотно и сыграно звучал. Было видно, что для подготовки этой программы было затрачено очень много времени, много месяцев. Аранжировщик проделал колоссальную и в целом очень достойную работу. В полной мере оправдалось определение «Show». Как никогда было уделено внимание сценографии и звуку, всевозможным танцам, рюшечкам, стразам и бирюлькам. Организаторы сделали почти невозможное, во Дворце Республики звучание было на мой тугой слух шикарное. Этот зал только ленивый не ругал за паршивые акустические возможности, но как-то удалось в этот раз его достойно озвучить.

А это один из примеров симбиоза прославленного ансамбля и молодого оркестра.

Треклист

45 лет — это большой отрезок времени. За эти годы у Песняров сформировался колоссальный репертуар. Многие вещи ушли из репертуара, многие ушли, а потом вернулись. В общем у БП треклист столь велик, что позволяет составить программу с любой тональностью, с любым настроением. Что же запомнилось?

Валерий Дайнеко, возможно, впервые исполнил со сцены песню Александра Катикова на стихи Якуба Коласа «Ручэй»  — «Між алешын кустоў, дзе пяе салавей…».

Валерий Дайнеко и Александр Соловьёв в знаменитом проигрыше в песне Игоря Лученка на стихи Геннадия Буравкина «Зачарованная».
Тогда в начале 80-х это был наш ответ Джорджу Бенсону.

Игорь Пеня — самый эмоциональный солист ансамбля — блистал в своих коронных вещах «Цветок любви», «Ці ўспамінала ты мяне», а также в относительно новой композиции Олега Аверина на стихи Сергея Есенина «Дымом половодьем». Годы идут, а Игорь Пеня по прежнему звучит звонко и высоко.

Как всегда фирменное многоголосье поражало воображение в новой песне «Улетели листья с тополей», в песне из середины 90-х «Цераз рэчаньку» и в знаменитом а-капельном фрагменте в «Касіў Ясь канюшыну».

Какие разные у всех артистов эмоции и творческие задачи. А в целом цельная и гармоничная картина.

Сама «Касіў Ясь канюшыну» со свежей аранжировкой звучала как никогда плотно и сочно. На мой взгляд эта песня неповторима в классическом саунде 70-х гг. Впоследствии она стала звучать как-то жидко, неубедительно. В этот раз — или большой оркестр, или хороший аппарат, но… Было свежо.

Цветов в этот вечер было много. Не так, как на концерте Филиппа Киркорова, но столько и не надо. 🙂

Ещё такое же «свежее впечатление» создалось от новой версии Беловежской пущи, которые Валерий Дайнеко исполнил в финале один без хора в припеве. Только в последнем куплете к нему присоединилась солистка оркестра Александра Захарик, и соло превратилось не несколько мгновений в дуэт. Стоит сказать все высокие и длинные ноты у Валерия Сергеевича по прежнему на месте.

Валерий Дайнеко и Александра Захарик.
В отличии от артистов БП, которые все три часа сохраняли неизменный строгий вид, скрипичная группа и вокалисты оркестра раза три переодевались. Вот и Александра Захарик из тинейджерского стиля в песне «Айфон» переоблачилась в вечернее платье в «Беловежской пуще».

Из старого очень порадовала «Я всё тот же» в исполнении Валерий Дайнеко. Олег Аверин вместе с залом исполнил «За пол часа до весны», после чего в зале в большом попурри появились все «песняроўские дзяўчыны» — Александрына, Алеся, Вераніка и Марыся.  Все по куплету, но… Это шедевры и шедевры в оригинальном исполнении.

Владислав Мисевич был главным «шутником ансамбля». Вот в этом мете солистов смутило неожиданное вступление ударных 🙂

Уже традиционно свадебную «Горка» Белорусские Песняры исполняют с залом. Олег Аверин выходит на авансцену, разучивает с залом припев и понеслось. Я не знаю, кто придумал перфоманс в этот раз, но это был очень креативный человек. Описать словами это действие сложно, надо видеть самому. Скажу только, что весь оркестр оказался в зрительном зале, Владислав Мисевич наливал желающим по стопке самогонки, и было все это действие необычным, энергичным и запоминающимся. 

Начало перфоманса в песне «Горка». Сейчас Александр Липницкий как бы поведёт играющего духовика за собой в зрительный зал. А следом плавно поплывёт весь оркестр…


…Вот так это выглядело. Александр Липницкий держит микрофон, духовик играет на ходу, а остальные просто идут, улыбаются и раздают конфеты. Деревенская свадьба…


…Владислав Мисевич пошёл дальше. Он желающим наливал. Таких впрочем оказалось не много. Зато приличную охапку цветов от поклонников заслуженному артисту пришлось нести до самой сцены…

Так можно описать весь концерт, остановиться на каждой композиции. Но эти три часа без антракта были так насыщены, что мне не удастся закончить это повествование и через три дня. Так что переходим к последнему разделу этого материала:

А здесь финал концерта. Валерий Дайнеко с молодой певицей Александрой Захарик исполняет знаменитую песню Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова «Беловежская пуща»

Lipnitsky Show Orchestra

Очень необычный коллектив, которым руководит амбициозный музыкант Александр Липницкий. Оркестр во всех смыслах молодой — и появился он недавно, и участники его люди молодые и современные.

Идеология этого коллектива необычная — совместить высокопрофессиональный музыкальный коллектив и ультрамодное молодёжное шоу с длинноногими скрипачками, специфическим сленгом, ужимками, костюмами и эпатажем.

На фото можно убедиться, что скрипачки в оркестре действительно длинноногие, и скрипки у них украшены стразами.

Стоит сказать, что делают они свою работу экстракласно. Как музыканты. А вот как шоумены лишь неплохо. Да, это свежий подход, такого формата я не встречал на эстраде. Но… но я глубоко убеждён, что музыкант должен передавать всё, что хочет сказать музыкальными средствами. На то он в общем-то и музыкант.

В середине концерта оркестру отдали инструментальный кусок, который был искусно замаскирован под некую новую песню «Айфон». Скажу не кривя душой, в музыкальном плане это было очень круто. А вот монолог Александра Липницкого перед… К чему был весь этот набор бессмысленных фраз, которые как мне кажется были малопонятны всем, в том числе тому, кто их произносил.

Александр Липницкий произносит длинную речь про «фанковый коллайдер». Солистка скучает рядом…


…А здесь артисты пытаются раскрутить «фанковый коллайдер» в песне «Айфон»…

При этом аранжировки всех композиций были блестящими, местами перегруженными, чрезмерно накрученными, но все они дали какое-то новое, сочное звучание. 

Эксперимент удался, а проект стал большим событием в культурной жизни Беларуси.

Креатив во всём. Даже в прощальном поклоне.

P.S. В большом зале Дворца Республики нельзя фотографировать, поэтому я одолжил фото у нашего хорошего знакомого Сергея Трефилова, главного редактора газеты «Культура».

Нельзя было проводить и видеосъёмку, но любительское видео от Ольги Пилат в сети всё же появилось. Восторга от такой картинки не получишь, но атмосферу почувствовать можно. К счастью концерт не уйдёт в небытие, он снимался, а звук записывался. Я очень надеюсь, что итогом станет концертный альбом или видеоверсия. 

 

P.P.S. Через пару дней на каналах YouTube Ольги Святославовны и Александра Сапега появилось ещё несколько любительских видеороликов. Решил выложить и их. В конце ролика соло на саксофоне, исполняет Виталий Ямутеев.

2 комментария

Write a Comment»
  1. Почему не прозвучало фамилия Мулявин? Ответ прост, его алкоголизм развалил Песняров. Началось всё с его беспробудного пьянства, конфликты в коллективе, его жена Пенкина также подливала масла в огонь, закончилось тем, когда Мисевича поставили директором «Песняры», потом последовало коллективное письму Лукашенко от артистов РФ и РБ, после чего Мулявина поставили вновь на должность директора, последующий уход Мисевича, Пени, Аверина, Дайнеко и т.д., набор в коллектив новых музыкантов.
    Что касаемо концерта, очень крутой, очень душевный. Я еще раз пришел к выводу, что БГА «Песняры»- лучшая кавер группа, исполняющая песни легендарной группы «Песняры», и не более того. И никогда им не перепеть настоящих Песняров- Дайнеко, Пеню. Аверина. Видел как люди плакали, когда пели Белорусские Песняры.
    Как можно охарактеризовать то, что было. Душа была раскрыта и я ее никак не мог закрыть после концерта. Пришел домой под большим впечатлением.
    Браво и брависсимо.

    1. Иван, мне кажется по содержанию этой статьи должно быть видно, что я вполне в теме и вопрос про Мулявина задаю не от своей несведущести и неинформированности. Он в общем-то риторический.
      Вам же советую, читая информацию в газетах, журналах и прочих жёлтых носителях пропускать её немного через вашу способность логически переосмысливать прочитанное. А также всегда помнить, что «в хорошей драке виноваты обе стороны» и «что время эмоции гасит, а людей примеряет». Чтобы это понимать нужно две простые вещи: жизненный опыт и способность его применять на практике.
      Дальше эту тему развивать не хочу, только отмечу, что на прошлом минском концерте БП, несмотря на всю «вашу правду», у артистов нашлись хорошие слова и мемориальная часть для великого белорусского музыканта Владимира Мулявина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.