Итак, вернёмся к рейтингам. Про фастфуд я писал много, но писал в основном про конкретные стрит-блюда. А сегодня почему-то захотелось расписать лучшие сети фастфуда в мире. И вот мой исключительно субъективный рейтинг, состоящий из 11 милых пищевых корпораций и продуктовых компаний быстрого питания.
Общее у них одно — в них можно быстро перекусить, а различное другое — еду они предлагают разнообразную. Причём занимательно — в этом рейтинге не получится найти общеизвестные мировые бренды вроде KFC, Burger King или набивший оскомину Macdonalds. Меня интересовали только уникальные сети быстрого питания с относительно уникальным рационом.
Первое место. Din Tai Fung, Тайвань
В книге Станислава Говорухина «Чёрная Кошка. Заметки режиссёра» есть занимательное рассуждение о происхождении «исконно» русского блюда пельменей. Говорухин проводит небольшой исторический ликбез и выводит читателя к тому, что пельмень-то пришёл с Востока. И сегодня на Востоке пельмени (их модификации) не менее популярны, а может и более, чем в среднерусской полосе и Украине.
В Тайване очень популярна сеть быстрого питания Din Tai Fung, где можно попробовать традиционные национальные китайские пельмени с самыми разнообразными начинками. Сеть достаточно крупная, имеет филиалы более чем в десяти странах мира. Самому бренду уже три с половиной десятка лет. В ресторанах сети главная фишка это китайские пельмени, но кроме этого в меню можно найти и другие быстрые в приготовлении блюда китайской кухни.
Конечно, я называю это блюдо пельменями условно. В Китае оно называется баоцзы — тесто с мясом или другой начинкой внутри, приготовленное на пару. А вариант из Din Tai Fung зовется Xiaolongbao, это традиционные баоцзы из региона Цзяннань в Китае.
Второе место. Теремок, Россия
Если говорить про наши широты, то всё-таки главный фаст-фуд на наших улицах (фаст-фуд с национальным колоритом) это блины. Может быть это не так актуально для Беларуси, но для русской кулинарной культуры это однозначно главное блюдо, адаптированное ещё в 1988 году под фаст-фуд. Именно тогда в конце 80-х появился первый ресторан быстрого питания «Теремок».
Кормят в Теремке разной едой (каши, супы, салаты), но самым популярным блюдом этого ресторана являются блинчики с самыми разнообразными начинками и, конечно, с икрой. Все блюда готовятся по традиционной рецептуре, что позволяет прикоснуться к настоящей русской кухне. Так по крайней мере утверждают хозяева этой сети быстрого питания, а сеть не маленькая и насчитывает более 110 ресторанов и множество киосков в Москве и Санкт-Петербурге.
Несмотря на географическую близость эта сеть быстрого питания в Минске пока не обосновалась. А жаль… Попробовать домашние котлеты с гречкой, капустой и яйцом или с картофелем было бы занимательно.
Третье место. Nordsee, Германия
Парадокс постсоветского пространства в том, что рынок заполонила не своя морская рыба. Привозят её с разных стран. Иногда запрещают, например, норвежскую селёдку и завозят уже сельдь из других отдалённых рыболовецких государств.
А в чём же парадокс? Всё дело в том, что в СССР был огромный собственный рыболовецкий флот, а таких богатых рыбных ресурсов как в территориальных водах бывшего СССР нет нигде в мире. В своё время была даже проблема как сбывать все эти тонны и тонны морской рыбы, как сделать так, чтобы люди стали есть больше рыбы, а не сала. 🙂 Именно тогда придумали аксиому «Четверг — рыбный день». И во всех столовых и ресторанах 1/6 суши по четвергам был в основном рыбный рацион. Где же тот флот? И почему рыбы стала существенно дороже мяса?
В Германии тоже есть опыт популяризации блюд из рыбы. И опыт этот материализовался в сеть рыбных забегаловок Nordsee. Название переводится с немецкого как Северное море, что и понятно — Германия имеет выход к этому водоёму.
Так вот необычная сеть заведений фастфуда специализируется на рыбе и морепродуктах. Треска, лосось, минтай и пр., приготовленные на пару или запеченные, подаются с различными соусами, картофелем фри, разнообразными салатами. Причём в этом ресторане никогда не используют замороженную рыбу, только свежевыловленная рыбка попадёт на стол посетителей.
Первый рыбный магазинчик с вывеской Nordsee появился в Бремене в 1896 году, а в 1964 году в рыбных магазинах этой марки стали предлагать готовые блюда из рыбы. И это была находка, задумка быстро прижилась и набрала огромную популярность среди немцев. Сегодня таких ресторанов более 400-х, в основном в Германии и Австрии, но есть и в других странах. Например, в 2011 году первый ресторан Nordsee открылся в Санкт-Петербурге.
Четвёртое место. Mr. Lee, Китай
В наших холодных широтах супы предпочитают готовить на сытном бульоне на косточке. Это не очень полезно, особенно если кушать «первое» именно первым. Желудок ещё не готов, а ему уже предлагают питательную быстро усваиваемую пищу. Поэтому не забывайте рекомендации диетологов и обед начинайте с салата.
В Китае тоже любят питательные супы, но в отличии от нашей традиции готовят их иначе. Так рестораны быстрого питания Mr. Lee специализируются на самых разнообразных супах, основой для которых в основном является говядина и лапша. А вот остальные компоненты посетитель добавляет в суп самостоятельно по своему вкусу. Это могут быть различные специи, уксус, зелень, соевый соус. Результат — абсолютная уникальность. Каждая порция получается разной на вкус, кроме того, очень сытной и полезной.
Рестораны Mr. Lee очень популярны в Китае, в сеть входит более 400 заведений быстрого питания. Хотя что такое для 2-х миллиардного Китая 400…
Пятое место. Jensen’s Bøfhus, Дания
Многие народы любят мясо. Больше чем, например, рыбу или птицу, или…, или… Вероятно очень сильно любят мясо датчане. По крайней мере одной из самых популярных сетей быстрого питания в Дании является Jensen’s Bøfhus. Название так и переводится «мясной ресторан», и позиционируется он как семейный. «Семейственность» вероятно связана с тем, что в меню целый раздел посвящён детям, а это позволяет проводить в ресторане детские праздники.
В Jensen’s Bøfhus можно попробовать вкусные стейки и антрекоты, приготовленные только из свежего мяса без всяких химических добавок и консервантов. В дополнение к мясному меню предлагают различные овощи, соусы, жареный картофель.
Шестое место. Albaik, Саудовская Аравия
Сеть быстрого питания Albaik появилась в Саудовской Аравии в 1974 году. Главной фишкой этих ресторанов является фирменный цыпленок, запанированный и зажаренный таким образом, что он остается очень сочным и ароматным. Саудовская Аравия традиционная страна, в которой строго чтут свои обычаи, поэтому обслуживают посетителей в ресторане исключительно мужчины.
В стране насчитывает 41 ресторан ресторанов Albaik, но кроме стационарных точек общепита бывают ещё сезонные. Так ежегодно начиная с 2006 года в Мекке Albaik развёртывает крупнейший в мире ресторан быстрого питания под открытым небом, где паломники могут пообедать во время хаджа. Забавно, но сеть столь популярна, что компания-владелец Albaik является крупнейшим потребителем курятины в стране.
Седьмое место. Pret a Manger, Великобритания
Сэндвичи у нас не очень популярны, а зря. Безусловно удобное и быстрое блюдо. Хотя может быть я не прав. Ещё с советских времён в кулинариях, кафетериях и рюмочных можно увидеть на прилавках бутерброды. Разные — с селёдкой и грудинкой подешевле, с красной рыбой, сырокопчёной колбаской подороже, а с красной икрой и просто дорого. Бутерброды с чёрной икрой уже не встретишь, как собственно и саму чёрную икру, которая уже лет 15 как стала гастрономическим дефицитом с астрономической ценой. Увы, но косяки осетров подверглись катастрофическому браконьерскому воздействию и поредели, сильно поредели…
Бутерброд, конечно, не сэндвич, но зато наш, родной. 🙂 А вот в Великобритании в основном предпочитают кушать сэндвичи. Одна из популярнейших сетей быстрого питания Pret a Manger специализируется именно на оригинальных треугольных сэндвичах уже готовых к употреблению. Сеть появилась в 1984 году и достаточно быстро набрала популярность.
Как обычно хозяева заявляют об исключительной свежести всех используемых продуктов. Свои слова они подтверждают большой благотворительной программой, в конце каждого дня все несъеденные за день блюда передаются в приют для бездомных.
В кафе Pret a Manger очень мало посадочных мест. Большинство посетителей просто берут еду и отправляются в ближайший парк. Сэндвичи это не единственное, чем можно поживиться в этой точке общепита — также можно отведать супчика, попить кофейку, и на десерт взять йогурт или знаменитую английскую овсянку. Ведь со времён знаменитого фильма Игоря Масленникова про Шерлока Холмса известно, что для англичан овсянка может быть и завтраком, обедом или ужиным, может быть первым, вторым, десертом и… Это шутка, конечно, 🙂 но овсянку в Pret a Manger действительно подают.
Восьмое место. Maison Eric Kayser, Франция
В общем-то магазинчиками со свежей выпечкой особо не удивишь. Я писал про баничарницы В Болгарии, и таких примеров можно привести много. Но вот во Франции самая известная булочная связана с именем конкретного человека, а имя этого человека Эрик Кейзер.
Эрик Кейзер -известным во Франции пекарь и владелец множества булочных. Он основал в 1996 году сеть быстрого питания Maison Eric Kayser, специализирующуюся на выпечке. Как и везде в этих кафешках предлагают разнообразные булочки, багеты, круасаны, сэндвичи с различными начинками, торты и прочее. Традиционными блюдами Maison Eric Kayser считается сочетание свежей выпечки, ветчины и сыра.
Сегодня в мире насчитывается около 80 «булочных» под маркой Maison Eric Kayser, есть даже у наших соседей в России и Украине. В каждой стране учитываются местные кулинарные особенности, что вероятно и обеспечивает международный успех бренда.
Мне кажется закономерным, что именно Maison Eric Kayser попал в этот рейтинг от Франции. Вспомните, какой основной кулинарный стереотип витает в мире, когда разговор заходит о Франции. Это традиционный французский завтрак — чашечка ароматного кофе и свежие круасаны.
Девятое место. St. Hubert, Канада
Канадская сеть ресторанов для семейного отдыха St. Hubert, возможно, не совсем попадает под определение фастфуда, но мне она показалась интересной, находящейся на своеобразном межтиповом гребне. Специализируются в St. Hubert в первую очередь на курице гриль с фирменным соусом, который дополняет жареный картофель и разнообразные овощи.
Сеть ресторанов St. Hubert имеет региональное значение и распространена в основном в Канаде. Первый ресторан был открыт в 1951 году. К 70-м годам St. Hubert стала крупнейшей ресторанной сетью Канады. И что интересно, в отличии от арабской сети Albaik в этой произошла противоположная метаморфоза. Многие годы St. Hubert был партнёром Pepsi, но в начале 2000-х переориентировался на Coca-Cola. Вот такие ментальные особенности.
Бывает два вида ресторанов St. Hubert: с полным обслуживанием (их около 80) и с ускоренным обслуживанием (их около 20). Последние очень близки к фаст-фуду. Кроме этого сеть St. Hubert выпускает свою марку фирменного соуса, которую можно купить в супермаркетах в виде порошка или консервированный.
Прочитав это описание, многие всё-таки скажут: «Ну, какой же это фастфуд?» Я же отвечу: «Признаки сети быстрого питания на лицо, но рацион действительно имеет более традиционное, что-ли полезное предназначение. Да и курица-гриль, чем не фаст-фуд?».
Десятое место. Five Guys, США
Я всегда с некоторой иронией наблюдаю, как кормят иностранных лидеров в США. Обычно берут высокого гостя и ведут его кушать бургеры в какую-нибудь забегаловку. Например, так водили Дмитрия Медведева, когда он гостил у американских товарищей. Медведев за обе щёки уплетал сочный бургер. Право это забавно, особенно если такие экскурсии организуют для гостей из стран со своей изысканной и тонкой кухней.
Утверждают, что в сети Five Guys подают очень вкусные бургеры (сеть появилась в 1986 году). Хвалил их даже нынешний хозяин Белого дома Барак Обама. Надеюсь, что не лукавят. На мой исключительно субъективный взгляд бургеры достаточно поганая еда. Вкусные бургеры мне пришлось пробовать только в Черногории.
Характерной особенностью этих ресторанов является «живое» приготовление бургеров – это целое представление, в котором согласно названию ресторанов участвуют пять человек. Они готовят блюдо минут за пять-десять, при этом каждый строго выполняет свою операцию. По крайней мере видно, что в твой бургер кладут. 🙂
Одиннадцатое место. Rossopomodoro, Италия
Сеть фаст-фуда Rossopomodoro, появившуюся в Неаполе в 1997 году, я поставил на последнее место. Пицца — гениальное изобретение итальянцев, но как-то всевозможные пиццерии уже набили оскомину. Везде они просочились, в разные страны и почти во все более-менее крупные города.
В Rossopomodoro в основном предлагают разнообразную пиццу, приготовленную по традиционной неаполитанской рецептуре, а также иные блюда средиземноморской кухни. Стоит отметить, что обслуживание происходит на высоком уровне, уровень работы персонала готов поспорить с престижными заведениями. Разница только в цене и скорости обслуживания.
Сеть приобрела международный масштаб, сегодня в мире работает около 90 ресторанов под вывеской Rossopomodoro.
P.S.
Конечно, не один рейтинг не сможет охватить всё многообразие сетей быстрого питания в мире. Да у меня и не было цели делать обзор, сюда вошли рестораны, которые чем-то особенным запомнились, чем-то привлекли.
Но несмотря на это в послесловии я всё-таки вспомню:
- Самую популярную сеть быстрого питания в Южной Африке Steers. Фирменное блюдо — риб-бургер с жареной картошкой.
- Самый популярный ресторан для завтраков и обедов в Сингапуре Toast Box. Фирменное блюдо — кофе и тост с острым кокосовым джемом, маслом и яйцом всмятку.
- Kaati Zone — небольшую, но оригинальную сеть быстрого питания в Индии. Специализация Kaati Zone на каати — роллах из пресной лепешки, обжаренной в масле с яйцом, внутри которой разнообразные начинки. Фирменное блюдо — каати с курицей.
- Giraffas — самую крупную сеть ресторанов быстрого питания в Бразилии. Фирменное блюдо — гамбургер с яичницей и гарниром из риса, фасоли и картошки-фри.
Добавить комментарий