Неважно сколько дней в твоей жизни, а важно сколько жизни в твоих днях

Блюда нацыянальнай беларускай кухні "Мачанка па-вясковаму"

Блюда нацыянальнай беларускай кухні "Мачанка па-вясковаму"

Недавно на одном большом и серьёзном мероприятии услышал крылатую фразу, которую вынес в заголовок,  и подумал: «А ведь как точно сказано!» Такой позитивный мотиватор, такой жизнеутверждающий девиз, с которым, пожалуй, стоит пройти по всей жизни.

И ещё мне кажется, что эта оригинальная фраза сама того не подозревая уже много веков является девизом белорусского народа. Ведь наша нация, наш этнос существует в современном мире не закономерно, а вопреки всем страшным испытаниям, которые выпадали на горемычную долю простых белорусов. Сколько было войн на нашей земле?  И 50 лет не проходило без крупномасштабной войны с XIV века. Сколько раз нас уничтожали то на половину, то на треть, то на четверть? Даже с ходу и не ответишь. Сколько раз белорусов пытались превратить не в белорусов, а в другие соседние народы? Попыток было много. А мы живы, вопреки всему.

Скоро День Независмости. Когда он приближаятся, то я всегда думаю, как всё-таки удачно в нашей стране выбрана дата этого главного национального праздника. Другие государства предпочитают отмечать дату какой-нибудь последней бучи, погрома, переворота или не дай бог революции. Как правило, эти события сопровождались морем крови и насилия, а после них в государстве начинался полномасштабный кризис – экономический, политический и социальный, иногда начинается гражданская война или внешняя интервенция. Кризис этот опускал страну и народ на дно, “стирал” все предыдущие достижения и… В общем приходилось все или очень многое строить заново. И потом начало всех этих проблем почему-то принято отмечать. 🙂 Это их дело, но мне всё-таки приятно, что в этом белорусы оказались мудрее. Мы отмечаем тот день в который окончательно была ликвидирована последняя опасность тотального уничтожения белорусов как этноса.

В связи с вышеизложенными мыслями решил выложить интересное иследование, которое мне когда-то попалось в руки, о традиционном питании простых белорусов. Книга так и называется “Традыцыйная культура харчавання беларусаў”. В пособии очень подробно, чётко и по-научному рассказывается про особенности белорусской национальной кухни. Стоит отметить, что многое из традиций предков нами утеряно. Но не стоит забывать, что всё новое — это давно забытое старое. Так что будем ждать возвращения повседневных блюд наших далёких предков.

Выходные данные:

Год издания: 2001
Издательство: Минск
Авторы-составители: Т.А. Навагродскі
Тираж: 30 экз.
Количество страниц: 63

ТОП-РЕЦЕПТ:

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

Рашчыняюць хлеб увечары перад тым днём, у які пякуць. Жытнюю муку сеюць праз ciтa i сыплюць у дзежку. Дадаюць ваду, размешваюць, атрымліваючы не вельмі густое цеста. Некаторыя, у каго не хапала мукі, дабаўляюць драную на тарцы бульбу. Каб цеста закісала i добра падышло, дзяжу накрываюць векам, зверху прыкрываюць яшчэ чым-небудзь i ставяць на ноч у цёплае месца. Квасяць цеста з дапамогай рошчыны. Звычайна рошчынай служыць невялікі кавалачак цеста, паснуты ад папярэдняй вылечи («хрэшчык», в.Паселішчы, Хошпща р-н).

Pаніцай бяруць муку, сыплюць у цеста, дабауляюць соль i кулакамі месяць («мясі хлеб, пакуль лысша мокра», в. Баршчоую), Рэчыцкі р-н). Каб цеста добра адставала ад рук, рукі перыядычна змочваюць у вадзе. Печ добра праапльваюць, старанна вымятаюць паліялом. На вока бяруць кавалак цеста, прыгладжваюць яго рукамі i кладуць на драуляную лапату, якая пасыпаецца мукой або зааслаецца капусным, кляновым лістамі або лістамі хрзну. На кожнай порцыі цеста робяць крыжык. 3 лапаты цеста садзяць у печ, рэзка выцягваючы да сябе лапату, а цеста застаецца на чарэш у печы… Гатоунасць хлеба правяраюць па-рознаму. Як пара роўна ўверх ідзе — значыць спечаны (в. Мкулічы, в. Шкураты, Брагінскі р-н).

Хатні хлеб


СКАЧАТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.