На «Радыё Рацыя» выходит занимательная программа Виктора Семашко «Кракатук», о которой я уже писал ранее на страницах этого блога. Если проигнорировать несколько искусственный политический налёт этой радиопередачи, то можно получить интереснейшую культурологическую информацию о белорусской эстраде разных времён. Не все передачи мне нравятся, но некоторые слушаются на одном дыхании. Зависит это от личностей, о которых автор «распавядая на добрай беларускай мове».
В этом посте я хотел бы поделиться несколькими передачами, которые привлекли моё внимание в текущем году.
Факір Тырда
В начале марта 17-го года вышла передача памяти Александра Тихановича. Как всегда Виктор Семашко подошёл нестандартно, необычно, основательно. В 55 минут очень ёмко вошла творческая биография Александра Григорьевича Тихановича от первых самодеятельных коллективов до последних франкофонных экспериментов. А «Факір Тырда» — оказывается в ранней молодости именно таким было творческое прозвище будущего «вераса».
КРАКАТУК № 359, 17 марта 2017 года, памяці Аляксандра Ціхановіча:
- архіўнае інтэрвію з маэстра – зь першых вуснаў пра «сувораўскі» джаз-бэнд, ансамблі «Факіры» ды «Мінск», «Верасы» ды «Счастливый Случай» і «андэрграўндную» філярмонію;
- рарытэты – «верасоўскі» джаз-рок, «антысавецкая» песьня пра Ваню, сьпевы па-француску, нумар з тэатральнае пастаноўкі, супольны выступ з гуртом Czerwone Gitary ды інш.;
- аўтарскія творы Аляксандра Ціхановіча ды успаміны Ўладзімера Някляева
Авангард 1980-90-ых (частка 2): Сымфоніі Дзьмітрыя Смольскага
В Белгосфилармонии во время концертов можно купить диски с разной хорошей музыкой. Для этого в фойе оборудованы две точки продаж. Давненько я посматриваю на сдвоенный диск лучших произведений белорусского композитора Дмитрия Смольского. Он мне всегда казался интересным, но приобрести его как-то так и не собрался. В конце июля этого года вышел выпуск программы «Кракатук», построенный на материалах этого диска, параллельно сам Дмитрий Смольский комментируют демонстрируемые произведения. Мне передача показалась интересно и полезной.
КРАКАТУК № 383, 27 июля 2017, да 80-годзьдзя першага беларускага кампазытара-авангардыста:
- сымфа-біяграфія – ад змаганьня да збавеньня;
- прысьвячэньні Льву Абеліёвічу й Іосіфу Бродзкаму;
- «Імпэрыя Зла» й «Дзесяць споведзяў»,
- сымфа-мэталічнае Improvisate ад сына – Віктара Смольскага;
- раскрытыя падтэксты, прызнаньні ды парады жывога клясыка
Авангард 1980-90-ых (частка 1): Бог сярод нас
Не могу сказать, что музыка в этой передаче и следующей — это моя музыка. Специально слушать такого плана произведения я бы не стал, исключительно для общего развития. Но хотел бы отметить, что для меня стало определённым открытием тот факт, что в белорусской музыкальной культуре существует «авангард» такого плана.
КРАКАТУК №316, 01 марта 2016, пачатак скразнога цыклю выпускаў пра музыку часоў Трэцяе авангардовае рэвалюцыі:
- згублены дыямэнт — прэзэнтацыя супольнае містэрыі вакальнага бэнду «Камэрата» з арганістам-імправізатарам Алегам Янчанкам і фры-джазавай фармацыяй «Архангельск» (Белдзяржфілярмонія, 1995 г.);
- эксклюзіў ад Леа Фейгіна — запіс інтэрнацыянальнага джэму, зробленага падчас джазавага фэстывалю ў Архангельску з удзелам «Камэраты» (1992 г.);
- камэнтары ад «камэратаўцаў» Ігара Мельнікава, Вольгі Вераб’ёвай ды Аляксандра Доўнара
Авангард 1960-ых (частка 2)
Предыдущие произведения в исполнении «Камераты» появились в перестроечные 80-е. В этом мало удивительного, а вот произведения раннего периода творчества Дмитрия Смольского, который приходился на 60-е гг., меня удивили.
КРАКАТУК №372, 10 мая 2017 года, раньнія вопусы Дзьмітрыя Смольскага:
- пік радыкалізму – «Актафонія» для тузіну скрыпак, тузіну віялянчэляў, фартэпіяна ды малога барабана;
- дуэт Смольскі – Гедыльтэр выконвае «Санату…» ды «Варыяцыі на баса-асьціната для флейты й фартэпіяна»;
- новыя падрабязнасьці да «Песень Хірасімы» (вэрсія, запісаная з Алегам Янчанкам);
- «Цымбальны канцэрт», выдадзены брытанскай фірмай Olympia;
- паэма «Два твары Зямлі» (з пасхальным трапарам у якасьці рэфрэну) – запіс з прэм’еры;
- галоўная тэма з «Сымфоніі #1», стаўшая «Настальгіяй»;
- вытрымкі з прэсы – ацэнкі ды меркаваньні музыколягаў 60-ых і 90-ых гг.;
- сэрыялізм, алеаторыка, пуантылізм, санорыка, мадальнасьць;
- камэнтары ды ўспаміны аўтара, нявыдадзеныя запісы з прыватнага архіву.
Добавить комментарий