Белорусские мультфильмы: сегодня это словосочетание для большинства зрителей кажется неуместным, выдуманным, в конце концов, просто фантастическим! Ну, признайтесь, где вы видели качественный мультипликационный фильм отечественного производства: пусть просто про Машу, без всякого медведя? Лишившись советского финансирования, отработанной системы продвижения картин, после которой аниматоры Беларусьфильма ничего хорошего так и не увидели, остается искать либо счастье за границей, либо правду в вине.
Тем, кто пытается сделать что-нибудь на родине, приходится несладко.
— До распада СССР существовала четко отработанная схема передачи художественного продукта от производителя к зрителю, — говорит режиссер Владимир Петкевич. — Продвижением кино и анимации за границей занимались «Совэкспортфильм», «Совинтерфест» — мощные структуры с наработанными связями. На смену им, к сожалению, не пришло ничего нового.
Сейчас продюсером Беларусьфильма номинально выступает Министерство культуры Беларуси, однако в нем тоже нет специальных отделов, которые занимались бы пиаром и международным прокатом национальных мультиков и фильмов.
— Сколько мультипликационных фильмов снимают на Беларусьфильме и как можно определить состояние нашей анимации?
— С каждым годом киностудия Беларусьфильм снимает все больше мультфильмов. Если в 2009-м году было создано 44 минуты, в 2010-м — 66 минут, то в этом году планировалось снять уже 90 минут анимационного кино, однако в виду всяких обстоятельств получится всего чуть больше 80. В любом случае, рост очевиден. Творческий коллектив киностудии расширяется, однако до сих пор нет четкой схемы продвижения белорусских мультипликационных фильмов на международный рынок. Вопрос распространения продукции до сих пор остается болезненным для режиссеров. Вдобавок устаревает оборудование. Ремонтировать его надо раз в полтора-два года. Дай Бог, финансирование улучшится — и государство в лице киностудии обратит на нас внимание.
— Где эти мультики, почему мы их не видим?
-Это самый болезненный вопрос, потому что мы занимаемся только производственной анимацией. Все остальное — дела отдела реализации и фестивальных программ, там работает около десятка человек! Аниматоры, конечно, заинтересованы в том, чтобы зрители смотрели, ведь деньги у нас появляются за счет налогоплательщиков. Хотите разговаривать дальше — пожалуйста, но вопрос «где взять мультфильмы» — не к нам. А проблему нужно обсуждать. До 1991-го года, до распада державы, действовала четко отработанная схема взаимоотношений от зрителя до производителя, потом она была сломана, и пока схемы двусторонней связи между зрителем и творцом не изобрели. Во Франции, например, действует следующая: продюсер на конкурсной основе подает заявку от режиссера в аналог нашего Минкульта и после получения одобрения обзванивает и обходит все телеканалы. Проект не запускается в производство, пока не наберется необходимый пакет заказов. Только после этого режиссер приступает к работе над мультфильмом. В Беларуси получается все наоборот: вначале мы делаем кино, потом неизвестно, куда его втюхивать!
— Неужели так трудно позвонить на БТ и предложить? Это же наши белорусские фильмы.
— Телевидение — это особая песня. Взаимоотношения между директором киностудии и телевидением очень сложные. Воздействовать на покупку и демонстрацию фильма? Они это показывают за бесплатно — не платят вообще или платят три копейки за просмотр.
— Вы бываете на фестивалях, как там отзываются о белорусской анимации?
— О белорусской анимации все отзываются достаточно хорошо, наши коллеги с глубоким уважением относятся к нам: сохранилась старая школа подготовки режиссеров и аниматоров — мы придерживаемся традиций.
— Вы по фестивалям ездите только в пределах СНГ или в дальнее зарубежье тоже?
— Так практически ничего не осталось: Москва, Питер, узбекам ничего этого не надо…
В 1986 году посол СССР во Франции приехал и специально продвигал наши интересы. Посол СССР конечно не чета белорусскому, но даже белорусский сегодня никуда не поедет и ничего не будет выдвигать. Вообще существует проблема отсылки наших фильмов на фестивали, потому что у нас есть официальная служба, которая тиражирует наши фильмы. Конфликты бывают на почве некачественного тиражирования дисков.
— А что сами не можете себя предлагать на фестивали, конкурсы?
— Проблема в том, что кино принадлежит не режиссеру, а киностудии Беларусьфильм.
— Сейчас весь мир сходит с ума по поводу 3D, даже строятся специальные кинотеатры. Есть ли у вас какие-то планы насчет мультиков?
— Чтобы делать фильмы для показов в таких кинотеатрах, должна быть соответствующая подготовка компьютерщиков: надо обучить их принципам движения, но у нас таких желающих не набирается. Это серьезные деньги: надо 80 компьютеров, 80 толковых ребят посадить, платить приличные зарплаты, а не так, как китайцам.
А вообще, по большому счету, так считают многие профессионалы, 3D — это всего лишь мода, все пройдет. Потом выдумают другую систему, и люди, которые вкладывают деньги в 3D, будут все ломать и строить уже ее. Просто компании, которые производят эти технологии, заинтересованы зарабатывать большие деньги. Пример: 5 лет назад начали интенсивно готовить цифровую видеоаппаратуру. Потом кинооператоры начинают говорить в один голос: лучшей картинки, чем на кинопленку, добиться невозможно. Да, эффектов каких-то можно достичь, но все равно такого качества изображения не будет. Уже не говоря о том, что это все искусственное.
Что касается 3D-мультиков, которые лепятся, делаются на обычных компьютерах и показывается на обычных мониторах, но это все равно технологически достаточно сложно: как минимум нужны мощные компьютеры.
— Каждый отстаивает свой творческий почерк. А не было идеи сделать какой-то мультик типа «Маша и Медведь», просто красивый такой. Заработать деньги?
— Время от времени возникают всяческие идеи — в том числе, идея некого совместного общего сериала, такого как «Маша и Медведь». Обычно они упираются в начальство, которого у нас много: директор мультстудии, директор киностудии, начальник департамента по кинематографии, министр культуры… Вся наша инфраструктура не очень поворотливая и, чтобы какая-то идея была реализована, самым главным является желание некого лица.
Идея сериала витает-витает-витает, но не клюнула пока что их… или нас. Если клюнет, то, поверьте мне, мы готовы на любые действия в реализации любого проекта. Мы можем снимать мультфильмы в любом жанре с любыми технологиями.
К слову, нас уже есть опыт производства сериалов. Александр Ленкин совместно с российской стороной выпустили картину «Поросенок». Эта картина сделана успешно — 60 минут кинопроката! Кроме того, завершает работу над предпоследней серией восьмисерийного телевизионного формата фильм Игоря Волчека «Нестерка». В будущем году мы будем его «упаковывать». В работе вторая серия детской истории «Про девочку Женю». Она тоже рассчитана на 52 минуты — 8 фильмов по 6 с половиной минут.
— Что мешает работе?
— В первую очередь, не будем идентифицировать, — начальники. Приходят дилетанты и начинают рассказывать, как снимать. Когда начинаешь по полочкам раскладывать и объяснять, из чего этот процесс состоит, они стразу тухнут и гаснут, потому что проблем море… океан!
Достаточно того, что у нас принято годичное распределение бюджета. А что делать, если мы запускаем проект, который рассчитан на производство в течение двух с половиной лет? А если дефолт, а если кризис? Все, что раньше было сделано, выбрасывать в мусорное ведро? Это неправильно. А планировать на три года финансирование Министерство культуры не может и не будет этим заниматься, потому что завтра могут возникнуть другие проблемы, и нам скажут, что прошлые проекты уже не актуальны. Или придет другой министр, у которого будут новые идеи. К сожалению, субъективный фактор в нашем деле играет очень большую роль.
Выше упоминалось: нужно 80 компьютеров. У нас их в несколько раз меньше, да и качеством они не блещут.
И еще: все аниматоры утомлены вопросом, когда же мы сделаем белорусского «Шрека». На самом деле, это произойдет не скоро. Мы, в принципе, делаем то, что можем делать в тех условиях, которые нам предоставлены. Если вы вспомните ситуацию каких-то там 10 лет назад, когда хлынули оформлять обложки и книги люди, зачастую не имеющие художественного образования, которые просто освоили различные компьютерные программы, на рынке появилось много некачественной продукции. Книжная отрасль до сих пор не может из этого выпутаться. То же самое может произойти с мультфильмами в 3D: чтобы делать их профессионально, кроме творческой группы, нам нужен очень хороший сценарий, режиссер, который этим займется, люди, которые могли бы это ему помочь. В принципе, у нас нет такого количества подготовленных специалистов. Если делать фильм, то подготовительный период требует не одного года работ. А у нас перспектива финансирования всего лишь на год.
— Организовываете ли вы просмотры своих мультфильмов?
— Буквально в конце прошлого года собирали зрителей в трех кинотеатрах, давали им заполнить анкеты, чтобы узнать о впечатлениях. Многим понравилось. Однако если в «Победе» и «Доме кино» люди собрались, то в «Ракете» сеанс отменили: никто не пришел.
На вопросы отвечали: директор студии мультипликационных фильмов Сергей Сычев, режиссеры Владимир Петкевич и Александр Ленкин.
Добавить комментарий