Совсем недавно я «восхитился» (это без иронии) потрясающим финалом церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. И тогда же я подумал: «С каким вкусом подобрана музыка, какая красивая мелодия. Наверное, взяли какую-то тему у Эннио Морриконе или ещё у какого-нибудь знаменитого зарубежного композитора». Не знаю почему, но в тот момент этот вывод мне показался абсолютно органичным и незыблемым. Какое же было для меня удивление, когда оказалось, что финальная музыка написана в 1974 году российским композитором Эдуардом Артемьевым для кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Я оказался в плену застарелых национальных стереотипов, но к моей радости в этот раз их быстро удалось развеять.
Как сказал известный московский трубач Семён Мильштейн, эта мелодия лучшая из всех написанных для трубы в русскоязычном музыкальном мире. А услышал я эту точку зрения на концерте «Для Вас, милые дамы…», который давал Президентский оркестр Республики Беларусь в большом зале Дворца Республики.
Концерт состоял из двух отделений. В первой части выступили блестящие инструменталисты Константин Москович и Семён Мильштейн, а во второй части выступали участники российского телевизионного шоу «Голос–2» – Сергей Волчков, Пётр Елфимов, Иван Вабищевич и Патриция Курганова.
Что запомнилось – краткие, тезисные и существенные заметки:
Первое. Последний раз я слышал Президентский оркестр Беларуси лет восемь назад. На мой «сугубо дилетантский» взгляд коллектив стал более профессиональным, интересным и качественным. Программа была составлена с большим вкусом, всё действие было строго выдержано во временных рамках и оставило исключительно позитивное впечатление.
Второе. Знаменитый молдавский музыкант наист (или панфлейтист) Константин Москович достаточно часто выступает с концертами в Беларуси. Он постоянный участник Славянского базара, регулярно появляется на различных праздничных мероприятиях. Константин Москович – уникальный музыкант, виртуозно владеет достаточно редким инструментом пан-флейтой.
Фрагмент истории:
Най (молд. nai, также мускал) — молдавский, румынский и украинский духовой музыкальный инструмент. Продольная многоствольная флейта (пан-флейта). Состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд диатонический
На нае исполняются народные мелодии различных жанров — от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты — Василе Йову, Борис Руденко и Константин Москович, в Румынии — Георге Замфир.
И подробнее:
Фле́йта Па́на (панфле́йта) — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.
Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, атрибутом которого являлся подобный инструмент; оригинальное греческое название —сиринга (греч. σῦριγξ).
Существует много локальных разновидностей флейты Пана: индейская сампоньа (сампоньо, сампони), однорядная или двухрядная; румынско-молдавский най (нэй, мускал); русские кугиклы (кувиклы, кувички, кувицы); грузинская ларчеми (соинари); литовский скудучай; чипсан и пӧлян народа коми и т. д. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет свое название — «гудень», «подгудень», «средник», «пятушка» и так далее.
Так вот, я подозревал, что этот древний музыкальный духовой инструмент имеет удивительное волшебное звучание, но сильно ошибался. Всё значительно лучше. Пан-флейта звучит куда интереснее, чем я предполагал. Выглядит ведь незамысловато, а сколько красок, образов и звуков. Настоящий шедевр в исполнении Константина Московича композиция «Жаворонок» (муз. Григораш Динику).
Небольшая справка:
Григораш Динику (рум. Grigoraş Dinicu; 3 апреля 1889 — 28 марта 1949) —румынский цыганский композитор и скрипач-виртуоз. В 1930-х он был вовлечен в политическое движение румынских цыган и был сделан почетным президентом Единого Союза румынских Цыган.
Третье. Московский трубач Семён Мильштейн выступал в первом отделении концерта. Интересный момент, исполнив удивительно красивую композицию «Emmanuel» (К. Ботти), Семён Мальштейн сказал: «Если Вы думаете, что сейчас прозвучала самая красивая мелодия, то Вы ошибаетесь…» И тут для меня было открытие, о котором я писал во вступлении: тема «Три товарища» Эдуарда Артемьева.
Причём я смотрел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чухой среди своих» и несколько раз смотрел, но почему-то на такую красивую мелодию не обратил внимания.
И четвёртое. Наконец, услышать живьём белорусских участников российского шоу «Голос». Мне этот проект очень понравился, и я много писал про него на страницах блога.
По-хорошему было интересно услышать только победителя быховчанина Сергея Волчкова. С творчеством Петра Елфимова я знаком хорошо, с творчеством Ивана Вабищевича знаком плохо и, слава богу, а Патриция Курганова – она просто ангел, как сказал во время проекта Александр Градский. Удивительной воли и мужества человек.
Ещё раз сошлюсь на «недословную» цитату Александра Градского о Сергее Волчкове: «Голос голосом, но если люди так голосуют, то есть что-то ещё». И действительно практически премьерное выступление Сергея Волчкова на большой белорусской сцене было принято публикой с очень большим воодушевлением. Практически с первых нот «Арии мистера Икс» зал взорвался аплодисментами. Удивительный, бархатный, насыщенный голос. «Синяя вечность» Муслима Магомаева была принята просто овациями.
И как итог, я очень рад, что в Беларуси вырос такой замечательный коллектив как Президентский оркестр Республики Беларусь.
P.S. Иногда я дёргаю кусочки из Wikipedia, но это исключительно в познавательных целях.
Добавить комментарий