Пойдём в кино. ТОП-5 фильмов Станислава Говорухина

30-1

Продолжаю публиковать свои нетипичные кинорейтинги. Особенность их в том, что в них попадают не общеизвестные фильмы, фильмы не первого уровня того или иного кинодеятеля, а скорее его творения второго эшелона. В этот раз символической «жертвой» большого любителя рейтингов стал знаменитый кинорежиссёр, Народный артист России Станислав Говорухин.

Не буду оригинальным и повторюсь, что Станислав Говорухин один из моих любимых кинорежиссёров. Он относится к редкой плеяде режиссёров-сюжетников, которые-то и раньше были редкостью, а сегодня и вовсе вымирающий вид. Судите сами, ведь невозможно оторваться — «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Десять негритят», «Пираты XX века»… Я назвал самые брендовые картины режиссёра, а сколько было ещё доброго хорошего интересного кино. Было и несколько неудач, но неудач было только несколько.

Немного статистики, она никогда не бывает лишней. В 1966 году Станислав Говорухин окончил режиссерский факультет ВГИК, с этого времени за 40 лет творческой деятельности режиссёр снял 23 картины, был сценаристов в 22 фильмах (из них в 7 не был режиссёром), а также снялся в качестве актёра в 25 картинах (из них в двух в роли камео). Из всего этого разнообразия я и составил свой импровизированный рейтинг «картин второго эшелона».

Первое место. Фильмы для детей

Творчество любого большого мастера многообразно. В нём выделить что-то такое, что описывало бы, показывало бы исчерпывающе и полностью ту или иную сторону таланта очень сложно. Поэтому я решил немного изменить концепцию представленных в блоге кинорейтингов и несколько отойти от позиционирования конкретных фильмов.

30-1

Возможно, главное, что сделал Станислав Говорухин в кинематографе — это создание целого цикла фильмов для детей. Их всего три. И все три сняты по произведением лучших авторов приключенческого жанра; тех книг, которыми я уверен сам Говорухин зачитывался в детстве и став режиссёром перенёс на экран эти увлекательные сюжеты. Получился такой своеобразный реверанс режиссёра совсем юному поколению.

Из трёх фильмов «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972 год), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981 год, в роли Гека Финна снялся юный Владислав Галкин — будущая звезда русского кино) и «В поисках капитана Гранта» (1985 год) — место в этой номинации я всё-таки отдам последней картине, снятой в формате сериала по блестящему роману Жюля Верна.

Фильм «В поисках капитана Гранта» — достаточно вольная интерпретация романа Жюля Верна. Блистательный состав актёров Николай Ерёменко-младший, Владимир Гостюхин, Александр Абдулов, Борис Хмельницкий, Марина Влади… Можно продолжать долго, Станиславу Говорухину всегда удавалось привлечь в свои фильмы блестящих актёров. К слову, этот фильм совместный — он снят Одесской киностудией и киностудией «Бояна» (Болгария).

Второе место. Аптекарша

Второе место несколько неожиданно. На него я с уверенностью ставлю самую первую студенческую (курсовую) работу Станислава Говорухина короткометражный фильм «Аптекарша». Фильм снят по одноимённому рассказу Антона Чехова. Почему я выделяю эту картину? Первую! Возможно, для кого-то сырую работу будущего большого режиссёра. А очень просто — уартина очень обаятельная, очень естественная и очень настоящая. В ней нет чего-то искусственного, намёка на конъюнктуру, рейтинги.

30-2

Фильм был снят в 1964 году. В нём снялись всего 4 актёра. Все не очень известные, но получились такие талантливые роли!Хотя известность в этом вопросе вещь такая условная. Тамара Совчи, Александр Январёв, Борис Иванов, Юрий Катин-Ярцев — актёры с огромными фильмографиями, востребованные в своё время актёры. Но звёзды повернулись так, что звёздами первой величины они не стали. Я уверен, что это не более чем стечение обстоятельств.

А у кого-то ведь было не так. Классический пример — творческая судьба Александра Демьяненко. Он не был востребованным актёром, но единожды попав в своё образ он попал в историю кинематографа, став практически нарицательным образом. Говорят эта невостребованность и эксплуатация его комического дарования очень огорчали при жизни Александра Сергеевича Демьяненко. Вот такие разные актёрские судьбы.

Третье место. Из фильмов последних лет

Я уже много раз говорили на страницах этого блога об удивительной ущербности современного российского кинематографа. Нет, нет… Фильмов снимается огромное количество, но в своём абсолютном большинстве это удивительно ущербные, а многие просто бездарные картины. Просто хороших фильмов так мало, что если поднапрячься, то как-то выделить и вспомнить можно не более двух десятков. Конечно, из того, что сам смотрел. А фильмов ведь этих за 25 постсоветских лет было снято сотни. Это я говорю про огромный российский кинематограф, про белорусский и сказать нечего — кроме «В августе 44-го» Михаила Пташука и назвать нечего.

30-3

Фильмы Станислава Говорухина  XXI века в этом вышеназванном перечне творческих неудач — исключение. Все они интересные, многие блестящие. С 2000-х тысячного года Станислав Говорухин снял 7 фильмов, ещё к двум выступил сценаристом. Все фильмы разные, разноплановые.

Фильм «Благословите женщину» (2003 год) — его я видел на премьерном показе на фестивале «Лістапад» в Минске, это фильм про сложную героическую судьбу русской женщины в 30-е гг. XX века.

Фильм «Артистка» (2007 году) тоже про судьбу женщины, но уже в другое наше время и подход совсем другой, более лёгкий.

Совсем другой фильм «Пассажирка» (2009 год) про дворянскую Россию XIX века, про красивые манеры, про времена, когда термины «честь и достоинство» были не просто терминами, а были понятия, по которым жили очень многие люди.

В 2010 году Говорухин снял лёгкую комедию «В стиле jazz», в которой как мне кажется не пытался преследовать каких-то высоких целей и задач, а просто попробовал немного украсить жизнь своих зрителей одним часом позитива.

Про два последних фильма я уже писал — это детектив «Weekend» (2013 год) и комедия по повести Сергея Довлатова «Конец прекрасной эпохи» (2015 год).

Но из всех фильмов XXI века я хотел бы выделить картину 2005 года «Не хлебом единым», по одноимённому роману Владимира Дудинцева. Фильм про сложные сталинские годы, про репрессии и шарашки. В этом кино снялся Александр Розенбаум и снялся здорово. Талант — он везде талант.

Четвёртое место. Снято по сценарию

Кто важнее — режиссёр или сценарист? На поверхности ответ — режиссёр. Ведь плохой режиссёр может испортить хороший сценарий. A с другой стороны — из плохого сценария, наверное, не сделаешь и хорошего кино. А может и сделаешь? В общем вечный и сложный вопрос.

30-4

Станислав Говорухин в 7-ми фильмах был только сценаристом. Это такие фильмы — «Вторжение» (1980 год), «Тайны мадам Вонг» (1986 год), «Подмосковные вечера» (1994 год), «Чёрная вуаль» (1995 год), «Русский бунт» (2000 год), «В июне 41-го» (2008 год). Признаюсь, что  ни один из этих фильмов я не смотрел. Познакомлюсь я с ними в будущем, обязательно познакомлюсь.

Зато смотрел первый и самый известный советский боевик — фильм режиссёра Бориса Дурова «Пираты XX века», снятый по сценарию Станислава Говорухина в 1979 году. Только по причине названной выше (не смотрел увы) в этой номинации я выделяю этот фильм. Он выбивается из этого ряда, ведь мы рассматриваем «картины второго эшелона», а «Пираты XX века» уже при первой премьере прописались в первом.

Пятое место. Цикл документальных картин первой половины 90-х гг.

В перестроечные годы Станислав Говорухин серьёзно ударился в политику. На какой-то период отошёл от кинематографа. Правда только от кинематографа художественного. С 1990 года по 1994 год режиссёром было снято три больших документальных фильма и один большой документальный репортаж «Час негодяев» о событиях во время путча в Москве в 1993 году.

30-5

Первый фильм «Так жить нельзя» вышел в 1990 году и был посвящён разлагающейся и деградированной советской системе. Этот фильм имел очень большой общественный резонанс, собирал дворцы спорта. Говорят, что многие граждане выходили с показа и тут же выбрасывали свои партбилеты.

Второй фильм «Россия, которую мы потеряли» (1992 год) режиссёр посвятил царской России — в нём он или идеализирует царские времена, или наоборот  чуть ли не первым показал ту историю, которая многие годы искажалась и замалчивалась. Я больше склонен ко второй точке зрения.

И, наконец, последний фильм «Великая криминальная революция» (1994 год), который в этой номинации я бы хотел выделить. Почему? А просто он актуален и сегодня. И смотрится он также свежо. В нём режиссёр вскрыл широкому зрители как разбирают на запчасти огромное советское наследство. Процесс этот так и идёт с того времени, а наследство всё не заканчивается. На то оно и огромное.

В одном из интервью Станислава Говорухина, которое я сам слышал, режиссёр сокрушался и утверждал, что эти фильмы он снимал зря, что они во многом могли стать спусковым крючком. Крючком, после которого пошли необратимые процессы, процессы деградации и обнищания. Может он и преувеличивает, а может и нет…

Есть ли у режиссёра творческие неудачи? Думаю есть. Пока я вычислил только одного кинорежиссёра, у которого ни одну работу нельзя назвать творческой неудачей. Речь, конечно, о Георгии Данелии.

А у Станислава Говорухина, на мой взгляд, творческой неудачей можно назвать его первый полнометражный фильм «Вертикаль» (1967 год). Он и сам его не жалует в своих интервью, описывая процесс создание как «стремительную погоню за убегающей электричкой» в связи с необходимостью срочно освоить выделенные на год бюджетные средства.

Больше явных неудач. Неплохой фильм получился по повести Бориса Житкова «День ангела» (1968 год). Средним был «Белый взрыв» (1969 год) с эпизодическим участием Владимира Высоцкого. «Контрабанда» (1974 год) достаточно банален и как-то не доведён до кондиции, а «Ветер «Надежды» (1977 год) неплох, романтичен, но масштабен.

А «народным режиссёром» Говорухин стал в 1979 году, когда на экраны вышел знаменитый сериал «Место встречи изменить нельзя».

P.S.

Много фильмов не названо. Все не назовёшь. Некоторые я просто не смотрел.  Хочется ещё упомянуть нетипичный фильм про Великую Отечественную войну «Брызги шампанского» (1988 год), а также фильм «Асса» (1987 год, режиссёр Сергей Соловьёв), в котором Говорухин создал свой самый знаменитый кинообраз, сыграв роль Крымова.

Тема кино Станислава Говорухина для меня пока не закрыта. К ней я ещё обязательно вернусь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.