«Песняр. Сэрдцам і думамі…», или Почему пришлось услышать «Вянок» дважды


Удивительное дело впервые я решил дважды прослушать один и тот же концерт в течение короткого времени — одного месяца. Причиной стал звук и определённая не отрепетированность, а точнее его недостатки. Речь идёт о восстановленной программе Владимира Мулявина на стихи Максима Богдановича «Вянок». Национальный оркестр им. Иосифа Жиновича представил программу в Белгосфилармонии 10 декабря 2017 года и повторил её 12 января 2018 года.

Первый просмотр восстановленной программы оставил в моём неокрепшем сознании противоречивое впечатление. Весь месяц я не находился, а могу ли я что-то сказать на страницах этого сайта — хорошее или плохое (обобщим, попытаться выразить своё некомпетентное мнение хоть как-то 🙂  ). Причину этой необычной для меня ситуации я понимал ясно и также ясно понимал, что она может быть исправлена. Именно поэтому, рассмотрев на просторах интернета афишу со скорым повторением блестящей программы Владимира Мулявина, в самый последний день я решил устроить для себя «день сурка» и купил билеты на вечерний концерт.

О чём собственно речь

Для начала определю предметную область, чтобы малопосвящённому читателю было хоть немного понятно о чём я разглагольствую на этих страницах. В 1991 году в свет вышла первая после распада СССР большая концептуальная программа ансамбля «Песняры» на стихи лучшего за всю историю белорусского поэта Максима Богдановича «Вянок». Вся музыка к программе за исключением двух канонических песен была написана Владимиром Мулявиным. Аранжировки были сделаны недавно пришедшим в ансамбль молодым композитором Олегом Молчаном (будущим автором музыки знаменитой «Молитвы» на стихи Янки Купалы).

Сохранилась уникальная запись минской премьеры программы в Белгосфилармонии. Она гуляет на просторах интернета в очень плохом качестве, но представление о задумке Владимира Мулявина даёт полное. Съёмка в плане режиссуры и монтажа, к слову, очень приличная. Один вопрос меня пока мучает, где тот архив, где пылятся невостребованными эти плёнки с уникальными записями уникального ансамбля?

Премьера программы состоялась в библиотеке ООН в Нью-Йорке,  где по уверениям прессы была очень хорошо принята. Затем состоялся большой показ программы с телесъёмкой в Белгосфилармонии и затем… Затем произошло типовое для 90-х годов происшествие, типовое происшествие для времени «Ласкового мая» и прочих «Комбинаций». Программа осталась невостребованной и незамеченной. В масскультуре от неё осталась пожалуй только известная песня «Слуцкія ткачыхі», которая и по сей день время от времени звучит в радио- и телеэфирах в разнообразных исполнениях. Но удивительное дело, как несправедливо бывает время. Ведь в этой программе нет ни одной проходной песни. Они все удачны и сильны.

Возрождение

В 2017 году Национальный государственный оркестр им. Жиновича восстановил программу «Вянок». Основной послужила репетиционная запись сохранённая многолетним фанатом Песняров Владимиром Позняком из Москвы, которую он передал другим почитателям для издания CD и восстановления партитур и аранжировок.

К слову оркестр им. Жиновича, а в частности дирижёр оркестра Александр Кремко и музыковед Ольга Брилон уже давно взяли на себя миссию восстановления 30-летнего творческого наследия Владимира Мулявина и его Песняров, что по всей логике должен был взять на себя ныне существующий БГА «Песняры». Но эти относительно молодые музыканты прокатывают топовый репертуар и пытаются продвигать свои собственные песни с аранжировками «а-ля Игорь Паливода» 80-х годов. В этой связи мне приходит на ум фрагмент из последнего фильма Владимира Орлова «Уладзімір Мулявін. Сэрцам и думамі», где Олег Аверин вспоминает методику обучения Мулявиным новых музыкантов концепции работы ансамбля. Вначале говорит, ты должен проникнуться духом песняров, а когда молодой музыкант приносит новую песню в стилистике песняров 70-х годов говорит:«Ты молодец. Ты проникнулся духом песняров, но сегодня это мне уже не надо. Дай что-то новое, современное».

В концертах прозвучавших в декабре и январе 2017 года не было Петра Елфимова, который уже много лет принимает участие в песняровских программах оркестра им. Жиновича. Не буду сам себя обманывать и кривить душой, но без такого замечательного харизматичного солиста программы потерялась. Солистов не хватало, не хватало красок и разнообразности. Два солиста Ян Женчак и Вячеслав Исаченко были где-то хороши, но целостности обеспечить не смогли. Первый концерт в декабре был видимо неотрепетирован, а ряд текстов не выучены. В дополнение отвратительный звук во многом скомкал зрительское восприятие. Я конечно понимаю, что изначально звук отстраивается в пустом зале, но не понимаю почему он становиться добротным только по прошествии 2/3 любого концерта. Это вопрос к руководству и звукоинженерам Белгосфилармонии.

Не буду вдаваться в частности, но всё таки обозначу некоторые моменты. Ян Женчак блестяще исполнил «Веронику» Игоря Лученка, Вячеслав Исаченко блеснул в «Лявонихе», а Андрей Колосов дважды провалился в «Эмигрантской песне». Очень было приятно услышать живьём лирическую песню «Максим и Магдалена», которая, на мой взгляд, осталась невостребованным шедевром.  Но на этот концерт стоило прийти только ради «Погони», которую Ян Женчак исполнил в финале концерта, причём последние куплеты дважды. Не смотря на политический окрас песни, появившейся вокруг этих блестящих стихов Богдановича в 90-е годы, аранжировка Владимира Мулявина завораживающая и мобилизующая (политика она вообще всегда и везде всё портит). Это тот случай, когда говорят мурашки по коже побежали и даже прыгать начали…

Концерт в декабре снимала Белтелерадиокомпания. Я его выложу сюда, но смотреть не рекомендую, чтобы не сложилось ложного впечатления, что оркестр им. Жиновича не восстановил программу, а прогнал халтуру. Удивительное дело, но как телевизионная картинка может сломать уничтожить произведение искусства, превратив его в низкокачественное рядовое зрелище. Особенно это чувствуется  в контрасте с записью программы 1991 года, а ведь технологическая разница между этими двумя записями составляет 26 лет.

Вдадимир Орлов forever…

Более легендарного человека чем Владимир Орлов в белорусском документальном кинематографе мы сегодня не найдём. В январе 2018 года в первом отделении концерта состоялась премьера нового фильма «Уладзімір Мулявін. Сэрцам и думамі» — объективного, щепетильного, трогательно. Я убеждён, что их всех фильмов о Песнярах  и Мулявине после 2002 года этот лучший. Главное его достоинство в том, что он трогает. Он задевает, вызывает эмоции и переживания. Он нестандартный, Орлов приводит массу малоизвестных фактов, песен, видеофрагментов.  Больше Владимира Орлова Песняров никто не снимал и последний фильм это достойный финиш. Надеюсь не последний…

P.S.

Меня удивил и обескуражил один момент, о котором я вся-таки напишу и порассуждаю. На концерте в декабре 2017 года присутствовал Народный артист  СССР Игорь Лученок. Сегодня в Беларуси осталось в живых всего четыре Народных артистов СССР. Все эти люди в почтенном возрасте. Это звание сегодня приобрело огромное значение, т.к. больше его никогда и никому не присвоят. В сфере культуры — это высочайшая награда на сегодняшний день, а люди которые его носят это выдающиеся деятели, внесшие неоценимый вклад в белорусскую культуру.

Когда я увидел Игоря Михайловича Лученка после концерта в общем гардеробе, где он как и все зрители скромно одевался, я не понял, где ещё как не в Белгосфилармонии к этому блестящему композитору должны отнестись с огромным почтением и проявить максимальное внимание. Лученок это синоним белоруской песни, это олицетворение белорусской песенной культуры. Чиновники из Белгосфилармонии могли бы найти возможность принять этого великого человека в зале для почётных гостей и уделить своё внимание белорусскому классику. И делать это лучше при жизни. Дай бог Вам здоровья и долгих лет жизни, Игорь Михайлович…

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.