Марина Мулявина и Ольга Брилон «Недосказанное» vs Леонид Борткевич «Песняры и Ольга»

За последние пол года я прочёл две книги об ансамбле «Песняры» и его основателе, Народном артисте СССР Владимире Мулявине. Первая из них выдающаяся, настоящий фолиант — «Недосказанное» (авт. Марина Мулявина и Ольга Брилон) -сборник воспоминаний современников о периоде формирования ансамбля Песняры и самого Мулявина как музыканта. Вторая посредственная — «Песняры и Ольга» — мемуары солиста золотого состава Песняров, Заслуженного артиста БССР Леонида Борткевича.

О чём всё это? А это далее..

«Недосказанное» или Появление первых биографов легендарного музыканта

На этих скромных страницах очень хочется выразить благодарность авторам — Марине Мулявиной и Ольге Брилон — за ту грандиозную работу, которую они провернули за очень короткий период. От хотения до воплощения один шаг — выражаю благодарность! 🙂

По сути в этой книге авторы и их герои раскрыли для меня все вопросы, которые меня очень интересовали на протяжении всего периода моего увлечения знаменитым белорусским ансамблей, а это последние 15 лет. Дело в том, что официальная историография ансамбля и его создателя начинается в лучшем случае с года 1968. Как-то так сложилось, что до этого периода все сведения носили обрывочный, в чём-то легендарный характер. Их можно выразить в трёх-четырёх фразах: родился в Свердловске; учился в музыкальном училище; был исключён из него; под вагоном уехал в Калининград, где был воспитоном в мореходке; приехал в Минск, попал в армию, создал ансамбль… В общем реальные биографические факты, перемешались с вымыслом и всё это без конца тиражировалось и тиражировалось в бесконечных справках, энциклопедиях, фильмах и передачах.

Меня же всё это время завораживал один вопрос, какой путь прошёл Владимир Мулявин, чтобы к 30 годам прийти к создания уникального явления в мировом искусстве. В каких условиях он сформировался как музыкант? Почему он пришёл к народной песне, как почувствовал, что именно это направление является вектором успеха? Кто был рядом, кто влиял, кто был учителем? Как всё это рождалось? 

Уже было ощущение, что информация эта утеряна, свидетельств не осталось, а документов и тем паче. Но нет! Кто ищет, то всегда находит. Только нужно, чтобы появился человек, который этими поисками будет заниматься. К счастью любителей белорусской культуры такой человек есть — это известный минский музыковед Ольга Брилон. Ольга Герцевна Брилон провела колоссальную работу по сбору и обобщению информации, результатом чего стало появление подробной, разносторонней информации о допесняровском периоде, периоде становления, формирования и кристаллизации идей. И знаете «белые пятна», наличие которых меня многие годы огорчало, испарились.

Огромным достоинством этой книги является то, что она не стала узкотематической, сосредоточенной только на одной или двух личностях. По сути эта одна из редких книг о белорусской эстраде того времени. Множество забытых или подзабытых имён, множество занимательных фактов, образное и контрастное описание эпохи, а именно её культурологической части.

А у Владимира Мулявина, на мой взгляд, наконец появился биограф и от дальнейшей работы отвертеться будет сложно, её придётся продолжать и совершенствовать. Иначе читатель не простит.

Книга охватила период только до 1975 года. Этот период, всевозможные перепетии, перемещения в пространстве героев, сложности и творческие метания. Почти готовый киносценарий. Ведь сейчас так модны биографические фильмы, может кинодеятели возьмутся и за эту тему. 

«Песняры и Ольга» или… или…

О мемуарах Леонида Борткевича я слышал давно и в основном плохое. Но прочесть их как-то не привелось. В прошлом году книга была переиздана, появилась на прилавках книжных магазинов и вот оказалась в моей домашней библиотеке.

По своей структуре книга достаточно проста, по масштабу ограничена. Автору вполне можно высказать претензию по поводу вольного обращения с текстами других авторов. В частности, большую часть книги можно назвать вольным рерайтом мемуаров другого песняра Владимира Николаева, которые появились в сети несколько ранее.

Я для себя ничего нового в мемуарах Леонида Борткевича не узнал. В ней в основном содержатся общеизвестные факты, многократно растиражированные в СМИ и всевозможных телепередачах, да и большого литературного стиля на страницах также не присутствует. Но я читатель подготовленный, много лет интересующийся этой темой, а вот читателям «не в теме» будет безусловно интересно. 

P.S.

Интернет Петрович в данном случае нас не порадует. Скачать эти книги в сети не удастся. Оцифровками никто не занимался. Придётся покупать эти библиографические редкости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.