Время разовых акций

Иногда, достаточно редко,  в Минске происходят удивительно сильные культурные события, попадая на которые можно немного почувствовать себя белорусом, укрепить немного свою национальную самоидентичность.

Одним из таких событий стала премьера в минувший четверг  в Белгосфилармонии рок-оперы “Песня пра долю”.  Это не новое произведение – Национальный академический народный оркестр им. И.Жиновича востановил программу ансамбля “Песняры”. Рок-опера “Песня пра долю”  (музыка Владимира Мулявина, стихи Янки Купалы) впервые увидела свет в 1976 году и стала первым белорусским музыкальным произведением такого плана.

Востановил партитуру заслуженный артист Беларуси Александр Кремко – большой поклонник Песняров, который уже не впервые конкретным делом вносит свой огромный вклад в сохранение “музычнай спадчыны” знаменитого белорусского ансамбля и Владимира Мулявина. Эта подвижническая работа в очередной раз получилось блестящей, за что хоть и виртуально хочется выразить огромную благодарность большому музыканту, настоящему человеку Александру Кремко.

Как отступление хочется отметить, что с наследием ансамбля “Песняры” дела обстоят достаточно плохо. Старые поклонники вспоминают большое количество музыкальных композиций, которые были какой-то период в репертуаре ансамбля, но бесследно исчезли в потоке времени. Не осталось ни студийных записей, ни любительских, ни партитур.  Всему причиной огромная востребованность ансамбля в период своей наибольшей популярности и постоянное стремление руководителя жить будущим, делать новое и беспрерывно идти вперёд. Вопросам звукозаписи в ансамбле уделялось времени не много, эта деятельность не стояла во главе угла. Да и “нотный архив” никто повидимому не вёл…

Именно такая участь могла быть у рок-оперы “Песня пра долю”, музыкальную судьбу которой нельзя назвать простой. В литературную основу легла поэма Янки Купалы “Адвечная песня” и несколько других произведений, либретто написал один из участников первого состава Валерий Яшкин, который специально ради этой постановки временно вернулся в ансамбль. Если просмотреть материалы СМИ того периода, то эту идею Вл. Мулявин с единомышленниками вынашивал с лета 1975 года, уже через пол года началась активная подготовка. Для постановки хореографии в спектакле была привлечена ныне известная белорусский балетмейстер Валентина Гаевая, которая тогда была в начале своего звёздного пути. И вот в мае 1976 года – 36 лет назад – на сцене Белгосфилармонии состоялась премьера. Потом два года гастрольной жизни, рок-оперу показывали на крупнейших площадках и…

А дальше было забвение. Студийной записи не делалось, телесъёмки по ходу тоже, партитуры не сохранились, в репертуар Песняров эта крупная форма больше не вернулась.  Долгое время это прозведение считалось полностью утерянным, только 8-9 лет назад при подготовке антологии ансамбля появилась и была широко растиражированная в Интернете любительская запись, сделанная судя по всему прямо из зала. Качество ужасное, представление сделать можно, но только поверхностное. Я лично от осознования этого факта очень огорчался и вот подарок – живое исполнение, с замечательными артистами, с сильной постановочной частью.

В конце представления овации. Я здесь употребил термин “овации” не для красного словца. 10-15 минут зрители стоя, не останавливаясь аплодировали. Я часто бываю на различных концертах, в том числе самых крупных звёзд – такое редко можно увидеть.

И напоследок…

Появилось две мысли. Первая – на интернет-форумах ходят слухи, что старые поклонник хранят в своих закромах приличного качества концертные записи Песняров, которых больше нет ни у кого, в том числе и это произведение. Раньше было проще договориться с техниками и подключть свой магнитофон к звукорежиссёрскому пульту, этим фанаты и пользовались. Они осознают уникальность этого материала, но не с кем не делятся, никому его не показывают :). Беспорно, обладать чем-то уникальным приятно, но… это вредительство, белорусская да и мировая культура от такого коллекционирования богаче не станут. Да и приличная часть творчества любимого ансамбля будет стёрта временем.

И вторая мысль. Посмотришь репертуар белорусских театров музыкального плана – постановок много, а национального материала в них мало. “Песня пра долю” в исполнении ансамбля им. Жиновича – блестящее подтверждение востребованности национальных музыкальных спектаклей. И ведь это не единственный пример – пару лет назад тем же ансамблем была востановлена вторая песняровская крупная форма рок-оратория “Курган” на музыку Игоря Лученка. Тоже блестящая премьера, талантливый состав артистов, аплодисменты, овации и… Два показа и вновь забвение, как когда в 70-х.

Скептики скажут, что постоянные показы, а тем более гастроли это дорого. Но ведь нашлись деньги на реконструкцию большого театра, да и всех остальных белорусских театров. Ведь это деньги не на постановку произведений лорда Эндрю Ллойд Вебера, а наша белорусская эстрадная классика. Она ведь и туристам будет интересна и для белорусов полезна. В осознании себя белорусом, представителем гордой и древней нации, не последнее место играют символы. Они могут быть разные —  рок-опера “Песня пра долю” на эту роль подходит. Я в этом уверен.

 

"Мне спадабаўся матэрыял! Пакіну спасылку ў сацыяльнай сетцы!"

2502 просмотров

 

4 комментария

Пакіньце каментарый»
  1. В дополнение к сказанному. В сети появился хороший и качественный фотоотчёт с премьеры. Автор фото — Юрий Будько.

  2. И ещё вдогонку. Вчера художественному руководителю оркестра им. Жиновича, народному артисту Беларуси Михаилу Козинцу исполнилось 74 года. Вот по этой теме интервью. В нём в частности упоминается про работу над востановлением «Песне о доле».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.