Миром правят условности

Чернобыльская зона В прошлую пятницу у меня состоялся приятный телефонный разговор. Мне позвонили из информационно-просветительского центра с запоминающейся аббревиатурой БОРБИЦ и сообщили о том, что я занял одно из призовых мест в конкурсе информационных проектов «Пострадавшие районы: мой взгляд в будущее…».

История эта началась в мае 2011 года. На крупнейшем информационном портале страны я наткнулся на объявление о проведении конкурса, тема которого была мне близка. Я вспомнил, что по первому образованию я всё-таки эколог, да и наработок по экологическому просвещению молодёжи за 7 лет общественной работы накопилось не мало.

В целом я решил поделиться своими мыслями с белорусской общественностью. И вот хорошая новость – эти мысли, это маленькое и скромное литературно-публицистическое произведение кого-то кроме меня заинтересовало.

Центр БОРБИЦ произвёл хорошее впечатление, отличный ремонт, замечательное мультимедийное оснащение, светлое место, в котором аккумулируются идеи и, как мне показалось, работают заинтересованные творческие люди.

В кулуарах перед началом церемонии награждения у меня состоялся любопытный разговор.

– Павел, членам жюри очень понравилась ваша работа, — примерно так было сказано в мой адрес. – И если Вы были бы студентом, то точно бы заняли первое место.

Так оно или не так я не знаю, да это и не важно, но мысль у меня проскользнула следующая: «Хм, а ведь прежде чем ввязаться в эту авантюру, я уточнил у организационного комитета, могу ли я принять участие в студенческом конкурсе, если в прошлом году окончил второй вуз?» Ответ был положительный и утвердительный. «Ну, что же, — подумал я. – Коли так, то грех не посоревноваться».  Но при «делёжке шкуры медведя» расклад получился иным.

Дело, конечно, не в «шкуре медведя». Меня другая аксиома заинтересовала: «Миром правят условности». Сколько слышишь и видишь историй, когда те или иные решения принимаются не с точки зрения оптимальности, справедливости и целесообразности, а на основании часто непонятных формальных условностей, которые зачастую не имеют никакой прочной связи со здравым смыслом.

Мне было очень приятно, что много образованных, состоявшихся и очень занятых людей заметили и оценили моё маленькое эссе на тему постчернобыльской реабилитации. Возможно, эти мысли будут интересны и кому-то из посетителей нашего блога.


 ЭССЕ НА ТЕМУ:

Чернобыль. Пути преодоления катастрофы в массовом сознании

 

«Я призываю защитников окружающей среды и гражданские организации не тратить все усилия на борьбу с ядерной энергией. Это нереалистический и вредный подход к проблеме. Нужно бороться за безопасность ядерных электростанций».

Андрей Сахаров, из речи в университете Стейтен-Айленд


Введение

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло 25 лет. Это огромный период для человеческой жизни. Уже выросло два постчернобыльских поколения и подрастает третье. Несмотря на значительный послеаварийный промежуток в белорусском обществе по-прежнему остаётся  актуальной проблематика радиоэкологического просвещения. Именно поэтому я выбрал для своего небольшого литературно-научного исследования тему: «Чернобыль. Пути преодоления катастрофы в массовом сознании».

После аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси в течение приблизительно 15 лет наблюдалась устойчивая радиофобия к любым явлениям, связанным с радиацией, с пострадавшими регионами, с атомными станциями и пр. Последние годы эта тенденция стала значительно ослабевать. Однако снижение бдительности населения к радиоэкологическим проблемам вовсе не является причиной минимизации внимания к профилактической деятельности со стороны общественных организаций, органов власти и иных заинтересованных структур.

Наиболее ярко последний тезис подтверждает статистическая информация. Обратимся к данным представительства ООН в Беларуси:

1. Масштабы загрязнения

При взрыве на ЧАЭС в атмосферу попало более 50 млн. кюри радионуклидов, причём 70% этого количества выпало на территорию Беларуси. В частности после аварии в белорусскую землю попали изотопы:

— урана-235 (период полураспада – 704 млн. лет),

— цезия-137 (период полураспада – 33 года),

— стронция-90 (период полураспада — 28 лет),

— цезия-134 (период полураспада — 2 года)

— йода-131 (период полураспада — 8 дней).

Любой учёный-радиолог с уверенностью заявит, что радиоактивный элемент становится безопасным после 10 периодов полураспада, когда его активность уменьшается в 1024 раза. Этот простой радиоэкологический закон говорит нам о том, что белорусам придётся жить с чернобыльской бедой не менее 330 лет. Только йод-131 и цезий-134 в настоящее время потеряли свои губительные свойства, но, к сожалению, успели оказать серьёзный негативный эффект на здоровье наших граждан.

2. Потеря территории.

Радионуклидами было загрязнено 23,5% всей площади Республики Беларусь. Причём заражены были южные районы, где традиционно собирались более высокие урожаи и где находятся земли с огромными запасами деловой древесины. На момент аварии на загрязнённых территориях проживало 2,1 миллиона человек, пятая часть населения Беларуси.

3. Эвакуация.

Сразу после Чернобыльской катастрофы были отселены почти 25 тысяч человек из 107 населённых пунктов. В последующие 15 лет массовому переселению подверглись ещё 135 тысяч жителей республики. Однако и сегодня на менее загрязнённых территориях, в трёх тысячах деревень, городов и посёлков, продолжают проживать более полутора миллионов белорусских граждан.

4. Экономический ущерб.

Для нашей небольшой республики со скудными энергетическими ресурсами масштаб экономического ущерба является колоссальным. Все сельскохозяйственные земли Беларуси составляют9 340 000 га. Так вот из них 257 000 габыли выведены из хозяйственной деятельности (2 %). А лесной фонд страны поредел и вовсе на 20 процентов.

Международные эксперты называют цифры в 12 млрд. долларов, затраченных Беларусью на непосредственную ликвидацию аварии и ещё порядка 40 млрд. белорусских рублей на послеаварийную реабилитацию населения. «Международные» цифры как-то не впечатляют, правда, заморские эксперты признают, что на постчернобыльские мероприятия затрачивается  около 6% расходной части госбюджета, а также указывают на недостаточность этих средств. В этом они, безусловно, правы. Ошибаются только в масштабах. В преддверии 25 годовщины аварии департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Беларуси озвучил иные цифры ущерба для страны — 235 млрд. долларов (табл.1.)

Все привёдённые факторы подтверждают два основных тезиса, которые я выделил в настоящей работе: 

1. Беларусь не может ждать 330 лет до полного очищения загрязненных радиацией территорий ввиду ограниченной ресурсной базы республики.

2. Беларуси необходимо выработать систему мер (технологических, эксплуатационных, просветительских), которые бы позволили использовать загрязнённые территории с минимальным риском для здоровья человека.

Рис.1. Общий ущерб для РБ, полученные в результате аварии на Чернобыльской АЭС (млрд. долларов США)


Вопросы радиоэкологического просвещения населения, проживающего на загрязнённых территориях, будут затронуты в этой работе.

Жанр эссе находится на стыке между небольшим научным трудом и литературным очерком философской направленности. Поэтому в настоящей статье не удастся найти серьёзных научных выкладок, строгих методик исследования и стройной доказательной базы. Работа отражает отношение и точку зрения автора к заявленной проблеме.

 


 

«Чернобыльская катастрофа… С ней придется считаться и теперешнему, и будущему поколениям. Поэтому радиационная культура должна стать неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Достичь этого можно только тогда, когда люди усвоят навыки проживания в загрязненной зоне, правила питания, поведения».

Профессор Александр Люцко, из книги «Чернобыль – шанс выжить»

 

Из накопленного опыта

Нельзя сказать, что вопросы экологического просвещения не будоражили умы представителей белорусской общественности. Большая работа проделана Госкомчернобылем. Выпускаются просветительские брошюры, республиканская и районная пресса периодически рассказывают о правилах проживания населения на загрязнённых территориях.

Многие бывшие ликвидаторы активно подключаются к работе с молодёжью, приходят в школы, рассказывают про пережитый трагический опыт. В период моей работы в молодёжной организации я был инициатором ряда подобных встреч и с уверенностью могу утверждать о большом интересе к чернобыльской тематике со стороны молодёжи и практической пользе таких мероприятий.

Но мне бы хотелось заострить внимание на роли личности в истории, ведь именно конкретные люди «двигают локомотив прогресса». Первооткрывателем радиоэкологического просвещения в Беларуси является выдающийся белорусский учёный и общественный деятель Александр Михайлович Люцко (фото 1).

Обладая множеством незаурядных талантов (физик-ядерщик, альпинист, путешественник, публицист), Александр Люцко посвятил последние годы своей жизни  становлению радиоэкологического образования в Беларуси. Будучи ведущим радиологом республики, сразу после аварии он активно включился в общественную деятельность, целью которой было комплексное информирование населения о природе радиации, мерах защиты и способах существования с ней.

Только благодаря его целеустремлённости, настойчивости и беспрецедентному альтруизму в Беларуси появилось учебное заведение, в котором можно было получить радиоэкологическое образование — Международный высший колледж по радиоэкологии имени А.Д. Сахарова (в настоящее время МГЭУ им. А.Д.Сахарова).

Фото 1. Александр Люцко и Елена Боннэр

Александр Люцко вместе с соавторами подготовили серию научно-популярных изданий на радиоэкологическую тематику, рассчитанную на понимание «простыми» людьми, разработали серию школьных учебников с 1 по 11 классы, а также тематические комиксы для детей и юношества (фото 2). Им удалось создать полноценную методическую базу, на основе которой сегодня можно спокойно развернуть широкомасштабную радиоэкологическую просветительскую кампанию.

К сожалению, Александру Михайловичу не удалось завершить всё задуманное — его жизнь трагически оборвалась в 1997 году. Но посеянные им семена дали богатые всходы. Созданный им вуз ежегодно выпускает сотни специалистов-экологов. Учебно-научная база в Хойникском районе, открытая Александром Люцко в 1994 году, была преобразована в 2006 году в Региональный учебно-информационный центр по проблемам радиационной безопасности.  В задачи центра входит информирование населения о способах и методах безопасного проживания на загрязнённых радионуклидами территориях.

Сегодня я занимаюсь проектом по аккумуляции творческого наследия Александра Люцко с целью сделать его общедоступным.  Для этого создан интернет-сайт «Виртуальный музей Александра Люцко» (https://lutsko.brsmok.by).

За 25 лет научными учреждениями Беларуси, общественными организациями проведена огромная просветительская работа. Однако для тех задач, которые стоят перед белорусским государством по возрождению загрязнённых территорий, она явно недостаточна. Сегодня важно донести до населения, до простых людей, до бабушек и дедушек и, особенно до молодёжи элементарные правила, которые позволят безопасно проживать на чернобыльских землях и вести там хозяйственную деятельность.

Это вопрос государственного уровня и подход к его реализации должен быть «государственным». Считаю, что комплексное радиоэкологическое просвещение населения должно охватывать три блока:

Фото 2. Учебное пособие по радиационной гигиене для 1-го класса

1. Введение спецкурса «Радиационная безопасность» в школах, расположенных в загрязнённых регионах. 

В результате в течение 10-15 лет будет воспитано первое поколение, имеющее теоретические и практические навыки для проживания и работы на загрязнённых территориях.

2.  Массовая информационно-просветительская, образовательная работа, проводимая государственными органами, научными учреждениями. 

Необходимо активизировать данную работу, более широко привлекать для освещения СМИ (в том числе электронные), организовать деятельность информационных центров в каждом из загрязнённых регионов республики.

3.  Реализация просветительских проектов и программ общественными организациями.  

Эта глава началась с рассуждений о роли личности в истории. Не одно доброе начинание не превратится в большое дело, если за реализацию возьмутся люди равнодушные, без творческого порыва и со скудными идеями. В любом деле определяющее значение играют кадры. Поэтому важным является широкое привлечение к просветительской работе общественных организаций. Именно в них могут выкристолизоваться нужные люди, и, кроме этого, возникнет эффект «инициативы снизу», который всегда более жизнеспособен.

Формы и методы информационно-просветительской работы, которые будут описаны далее, могли бы органично вписаться в работу молодёжных  и детских общественных организаций.

 


«Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи».

Рабиндранат Тагор

 

Использование позитивной молодёжной инициативы при организации радиоэкологического просвещения на местах

В 2006 году, обучаясь в университете, я стал одним из инициаторов проведения молодёжного экологического лагеря «Меридиан» в Березинском биосферном заповеднике (фото 3). В программу двухнедельного мероприятия был включён и впоследствии реализован образовательный (просветительский) проект для местного населения по внедрению органического земледелия в личных подсобных хозяйствах (минимизация использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений  и пр. при возделывании сельскохозяйственных культур).

Фото 3. Участники экологического молодёжного лагеря «Меридиан», 2006 год

Благодаря нестандартным формам работы, которые мы использовали при общении с населением небольшой деревеньки, находящейся неподалёку от места базирования лагеря,  были достигнуты интересные результаты. Во-первых, участники проекта (студенты младших и старших курсов) смогли прочувствовать всю проблематику вопроса «на земле», общаясь с простыми людьми. Такого рода опыт является бесценным для дальнейшей профессиональной деятельности.

А, во-вторых, и это главное, проект вызвал огромный интерес у местного населения. Небольшой ажиотаж при проведении ряда мероприятий стал полной неожиданностью для организаторов. Люди живо интересовались, активно вступали в дебаты и рассуждения, внимательно изучали наглядные материалы. И эта реакция более чем понятна. Им не вещали с телевизора или со страниц газеты сухими научными или казёнными фразами, а пришли к ним в дом с нестандартной точкой зрения, с интересным подходом, с горящими глазами. Если в первые дни к инициативам проекта многие местные жители отнеслись с недоверием,  то всего лишь через две недели мы наблюдали противоположную реакцию.

В течение двух недель был организован комплекс креативных мероприятий: подворовая презентация проекта, массовое размещение в населённом пункте наглядной агитации, тематические флеш-мобы, экоконцерт для старшего поколения и экодискотека для молодёжи и пр.

Мероприятие было организовано под эгидой молодёжной общественной организации (университетской первичной организации ОО «БРСМ»). Именно общественная организация взяла на себя ключевые организационные вопросы: переговоры с администрацией заповедника, организация транспорта, проживания, питания и пр.

Этот небольшой пример демонстрирует интересную форму работы, которую можно эффективно использовать для организации радиоэкологического просвещения в загрязнённых регионах. Подобное проекты будут иметь значительно больший эффект, чем тысячные тиражи информационных брошюр, работа удалённых образовательных центров и редкий выход на экраны «заумных» научно-популярных программ и репортажей.  Целевая группа описанного направления работы – среднее и старшее поколение. Именно у этой категории населения наиболее сложно изменить  мировоззрение и побудить следовать правилам радиационной гигиены и безопасности.

В Беларуси есть всё необходимое для организации описанных молодёжных экологических лагерей. По состоянию на 1 января 2008 года в Беларуси зарегистрировано 156 общественных объединений, которые позиционируют себя как молодёжные (в том числе детские – 21). Это огромный организационный потенциал, множество неравнодушных людей, заинтересованных в благополучии и динамичном развитии своей Родины.

Для массового радиоэкологического просвещения молодёжи будут эффективны иные методы. О них поговорим далее.

 


«В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях».

Дэниел Белл, один из основоположников концепции “информационного общества”

 

Роль современных информационных технологий в радиоэкологическом просвещении населения

10 лет назад сложно было представить современный уровень развития информационных технологий. В то время человек в троллейбусе с мобильным телефоном вызывал настоящее недоумение у окружающих («с сотовым, а в троллейбусе ездит»). Сегодня всё население информатизировано: и маленькие дети, и бабушки, и дедушки, и тёти, и дяди. Особенно сильное влияние информационные технологии оказывают на молодёжь.

Можно провести тематический классный час в школе, сводить молодёжь в музей или организовать встречу с ликвидаторами, но всё равно современные тренды молодые люди впитывают из Интернета. На мой взгляд, наиболее эффективная форма работы по радиоэкологическому просвещению молодёжи  — создание тематического Интернет-портала.

Это непростая задача. Серьёзный, полезный, посещаемый ресурс, который выполняет все задачи по достижению первоначальных целей, требует постоянного финансирования, грамотной команды разработчиков и креативной группы информационной поддержки. Но и эффект от правильно организованной работы будет быстрым.

У такого Интернет-проекта должен быть внушительный набор сервисов и серьёзная поддержка. Он должен соответствовать ряду позиций:

1. Быть информативным, достоверным и понятным и при всём этом неформальным. К наполнению портала необходимо привлечь авторитетных учёных, практических специалистов, журналистов и психологов.

2. Быть интерактивным. Без форумов, блогов, on-line консультирования невозможно организовать эффективной коммуникации с целевой группой проекта.

3. Быть интегрированным с социальными сетями. Это социальнозначимый проект и типовая коммерческая оптимизация будет для него неэффективной. Живые люди находятся в социальных сетях. Проект должен иметь свой канал на YouTube, аккаунты и группы в крупнейших социальных сетях.

4. Чем-то отличаться от других сайтов и порталов. Например, в рамках проекта можно развернуть небольшую геоинформационную систему  (ГИС) – динамичную карту радиоактивного загрязнения территории Беларуси основными радиоизотопами.

5. Иногда выходить в offline. Отличный эффект для продвижения социальных интернет-сайтов имеют специальные проекты, которые иногда необходимо организовывать в рамках их работы. Проекты могут быть разными, в данном случае они должны носить природоохранный характер. Примером вполне может быть проект «7 чудес ПРИРОДЫ Минщины» (https://turism.brsmok.by), который я проводил на одном из молодёжных Интернет-ресурсов республики в  2008-2010 годах.

Описанный интернет-ресурс не появится сам по себе, одного альтруизма у группы заинтересованных людей будет недостаточно. Для  его успешной реализации инициаторам придется изыскать средства или привлечь грантовую поддержку.

 


«Сомнение — это начало, а не конец мудрости».

Английская пословица

Заключение

В этом небольшом аналитическом эссе я постарался коснуться очень важного для Беларуси вопроса. Нам жизненно необходимо формирование настоящего экологического самосознания у белорусского народа, передаваемого будущим поколениям на генетическом уровне. Для нашей страны этот вопрос является особенно актуальным. Судьба распорядилась жестоко и на нашу землю обрушилась чернобыльская трагедия.

Мы находимся только в начале дороги, нам предстоит пройти большой и сложный путь, но он вполне возможен и реализуем. Это подтверждают примеры в других странах. В Токио в 70-е гг. на улицах стояли кислородные кабинки, чтобы горожане могли вдохнуть глоток чистого воздуха в постоянном промышленном смоге. Сегодня Япония решила эти проблемы. В Германии в одном из журналов лет 30-40 назад была опубликована фотография, особенностью которой было то, что проявлена она было в  простой речной воде Рейна. Сегодня немцы в Рейне ловят форель.

Мне представляется чрезвычайно важным формирование у населения навыков радиационной гигиены и знание основ радиационной безопасности. Без этих базовых понятий повторное освоение загрязнённых радионуклидами земель может нести опасность для здоровья граждан и, безусловно, будет тормозить этот процесс.

В этой работе я предложил несколько форм радиоэкологического просвещения населения. При этом стоит отметить, что не одна из форм общественной, профессиональной деятельности не может быть универсальной. Для каждой категории населения необходимо учитывать сопутствующие факторы, уровень образования и прочие позиции.

One Response

Write a Comment»
  1. К сожалению, миром правят условности. И как правило в качестве своих жертв они выбирают честных и порядочных людей…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.