«Факир Тырда», или Новинки от Кракатук

На «Радыё Рацыя» выходит занимательная программа Виктора Семашко «Кракатук», о которой я уже писал ранее на страницах этого блога. Если проигнорировать несколько искусственный политический налёт этой радиопередачи, то можно получить интереснейшую культурологическую информацию о белорусской эстраде разных времён. Не все передачи мне нравятся, но некоторые слушаются на одном дыхании. Зависит это от личностей, о которых автор «распавядая на добрай беларускай мове».

В этом посте я хотел бы поделиться несколькими передачами, которые привлекли моё внимание в текущем году.

Факір Тырда

В начале марта 17-го года вышла передача памяти Александра Тихановича. Как всегда Виктор Семашко подошёл нестандартно, необычно, основательно. В 55 минут очень ёмко вошла творческая биография Александра Григорьевича Тихановича от первых самодеятельных коллективов до последних франкофонных экспериментов. А «Факір Тырда» — оказывается в ранней молодости именно таким было творческое прозвище будущего «вераса».

КРАКАТУК № 359, 17 марта 2017 года, памяці Аляксандра Ціхановіча:

  • архіўнае інтэрвію з маэстра – зь першых вуснаў пра «сувораўскі» джаз-бэнд, ансамблі «Факіры» ды «Мінск», «Верасы» ды «Счастливый Случай» і «андэрграўндную» філярмонію;
  • рарытэты – «верасоўскі» джаз-рок, «антысавецкая» песьня пра Ваню, сьпевы па-француску, нумар з тэатральнае пастаноўкі, супольны выступ з гуртом Czerwone Gitary ды інш.;
  • аўтарскія творы Аляксандра Ціхановіча ды успаміны Ўладзімера Някляева

Авангард 1980-90-ых (частка 2): Сымфоніі Дзьмітрыя Смольскага

В Белгосфилармонии во время концертов можно купить диски с разной хорошей музыкой. Для этого в фойе оборудованы две точки продаж. Давненько я посматриваю на сдвоенный диск лучших произведений белорусского композитора Дмитрия Смольского. Он мне всегда казался интересным, но приобрести его как-то так и не собрался. В конце июля этого года вышел выпуск программы «Кракатук», построенный на материалах этого диска, параллельно сам Дмитрий Смольский комментируют демонстрируемые произведения. Мне передача показалась интересно и полезной.

КРАКАТУК № 383, 27 июля 2017, да 80-годзьдзя першага беларускага кампазытара-авангардыста: 

  • сымфа-біяграфія – ад змаганьня да збавеньня;
  • прысьвячэньні Льву Абеліёвічу й Іосіфу Бродзкаму;
  • «Імпэрыя Зла» й «Дзесяць споведзяў», 
  • сымфа-мэталічнае Improvisate ад сына – Віктара Смольскага; 
  • раскрытыя падтэксты, прызнаньні ды парады жывога клясыка

Авангард 1980-90-ых (частка 1): Бог сярод нас

Не могу сказать, что музыка в этой передаче и следующей — это моя музыка. Специально слушать такого плана произведения я бы не стал, исключительно для общего развития. Но хотел бы отметить, что для меня стало определённым открытием тот факт, что в белорусской музыкальной культуре существует «авангард» такого плана. 

КРАКАТУК №316, 01 марта 2016, пачатак скразнога цыклю выпускаў пра музыку часоў Трэцяе авангардовае рэвалюцыі:

  • згублены дыямэнт — прэзэнтацыя супольнае містэрыі вакальнага бэнду «Камэрата» з арганістам-імправізатарам Алегам Янчанкам і фры-джазавай фармацыяй «Архангельск» (Белдзяржфілярмонія, 1995 г.);
  • эксклюзіў ад Леа Фейгіна — запіс інтэрнацыянальнага джэму, зробленага падчас джазавага фэстывалю ў Архангельску з удзелам «Камэраты» (1992 г.);
  • камэнтары ад «камэратаўцаў» Ігара Мельнікава, Вольгі Вераб’ёвай ды Аляксандра Доўнара

Авангард 1960-ых (частка 2)

Предыдущие произведения в исполнении «Камераты» появились в перестроечные 80-е. В этом мало удивительного, а вот произведения раннего периода творчества Дмитрия Смольского, который приходился на 60-е гг., меня удивили.  

КРАКАТУК №372, 10 мая 2017 года, раньнія вопусы Дзьмітрыя Смольскага:

  • пік радыкалізму – «Актафонія» для тузіну скрыпак, тузіну віялянчэляў, фартэпіяна ды малога барабана;
  • дуэт Смольскі – Гедыльтэр выконвае «Санату…» ды «Варыяцыі на баса-асьціната для флейты й фартэпіяна»;
  • новыя падрабязнасьці да «Песень Хірасімы» (вэрсія, запісаная з Алегам Янчанкам);
  • «Цымбальны канцэрт», выдадзены брытанскай фірмай Olympia;
  • паэма «Два твары Зямлі» (з пасхальным трапарам у якасьці рэфрэну) – запіс з прэм’еры;
  • галоўная тэма з «Сымфоніі #1», стаўшая «Настальгіяй»;
  • вытрымкі з прэсы – ацэнкі ды меркаваньні музыколягаў 60-ых і 90-ых гг.;
  • сэрыялізм, алеаторыка, пуантылізм, санорыка, мадальнасьць;
  • камэнтары ды ўспаміны аўтара, нявыдадзеныя запісы з прыватнага архіву.
 

"Мне спадабаўся матэрыял! Пакіну спасылку ў сацыяльнай сетцы!"

277 просмотров

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *